Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (практическое мышление). В более развитых формах – образной и логической – деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних операций и действий. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, используют словосочетание «речевая деятельность».
Ни один из психических процессов не протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие-либо внешние звенья. Например, зрительное восприятие связано с движениями глазами, при решении задач почти всегда работает артикуляционный аппарат. Следовательно, всякая деятельность – это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.
Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.
Соотношение внешней и внутренней деятельности
Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны ЦНС, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.
По С. Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние» закономерности; внешние причины действуют через внутренние условия. При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой.
Исследования советских психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и д.р.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план.
Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. Рассмотрим пример. Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, т.к. счет превращается в умственное действие. При возникновении затруднений в деятельности, связанных с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный процесс – экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.
Статьи по теме:
Подготовка и порядок ведения переговоров.
1. Подготовка переговоров:
-анализ проблемы (определение предмета переговоров, информация о партнере, наличие альтернатив, ваши интересы и интересы партнера);
-планирование переговоров (выработка переговорной концепции,определение целей ...
Защитные механизмы личности.
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я“ вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.
1)Отрицание.
Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаз ...
Факторные модели интеллекта
Условно все факторные модели интеллекта можно разбить на четыре группы по двум признакам:
1. Что является источником модели – умозаключение или эмпирические данные;
2. Как строится модель интеллекта – от отдельных свойств к целому или н ...


Актуальное