Классификация и типология конфликта.

Сначала давайте разберемся, что такое классификация конфликта.

Классификация – научный метод, заключающийся в разъединении всего множества объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-либо признака. Классификация конфликтов необходима сравнительного изучения их существенных признаков, связей, отношений, функции и т.п.

В литературе и в обиходе конфликты группируют по количеству действующих лиц – массовые и парные; по длительности

– кратковременные и затяжные; по объему

– глобальные, когда в конфликт вовлечены все, кто мог бы принять в нем участие (все население, все сотрудники организации) и парциальные, когда конфликтуют лишь некоторые субъекты, а другие в него не включаются (конфликт между двумя сотрудниками организации); по соотношению статусов конфликтов

– вертикальные и горизонтальные; по характеру проявления

– деловые (большее внимание придается «предмету конфликта») и эмоциональные, когда предмет конфликта «тонет» в упреках, обидах, амбициях сторон.

Конфликты можно также классифицировать по сфере деятельности

или отношений, в которых разворачивается противодействие. Так, различают конфликты производственные (деловые, служебные), бытовые, семейные, политические, военные, криминальные.

По условиям, необходимым для преодоления,конфликты классифицируют от легко преодолимого до неразрешимого. Есть деление конфликта по последствиям –

с осложнениями и без осложнений.

Кроме того, существуют и более сложные классификации конфликтов. Рассмотрим некоторые из них. Существует классификация конфликтов, отражающая зависимость возникновения и течения конфликта от того, кто в нем участвует – в зависимости от субъекта.

По этому критерию конфликты можно разделить на интрасубъективные и интерсубъективные.

Интрасубъективные конфликты в зависимости от того, что представляет собой субъект, можно разделить еще на две группы – внутренний (субъект – личность) и внутригрупповой (субъект - группа).

Данную классификацию можно выразить в следующей таблице.[3]

Существует классификация конфликтов по основаниям вступления в конфликт

. Рассматриваются три группы таких оснований:

- ущемление или неудовлетворение интересов субъекта.

- ошибка субъекта, оценивающего ситуацию как угрожающую или ущемляющую его интересы.

- Психологическая непереносимость субъектом свойств, особенностей будущего оппонента, предвзятость.

В зависимости от оснований вступления субъектов в конфликт, конфликты подразделяются на следующие типы, которые можно свести в следующую таблицу.[4]

Односторонний конфликт – это когда второй субъект не отвечает, остается пассивным к основаниям первого субъекта.

Сложный – это когда второй субъект переходит к активным действиям. Его основания могут быть аналогичными основаниям первого субъекта (однородный конфликт) и основания обоих субъектов могут относиться к разным группам (сложный).

Многослойный конфликт, это когда второй участник конфликта, встав на защиту своих интересов, связывает действия первого участника не с ситуацией, а с какими – то его личными свойствами, т.е. у него включились основания психологической непереносимости. Сложный конфликт становится многослойным.

Также конфликты подразделяются на обратимые и необратимые. Развивающийся конфликт может достичь такого состояния (четко не очерченного), после которого становится невозможно восстановить нормальные отношения между его участниками.

Статьи по теме:

Когнитивные модели интеллекта
Когнитивные модели интеллекта имеют косвенное отношение к психологии способностей, так как их авторы подразумевают под термином «интеллект» не свойство психики, а некую систему познавательных процессов, обеспечивающих решение задач[9;78]. ...

Стратегия ненасилия
Одно из частых возражений против ненасилия как исторической программы состоит в том, что оно исходит из слишком благостного представления о человеке, в то время как он на самом деле является, пользуясь словами Канта, безнадежно кривой тес ...

Представления детей о дружбе
Способность строить предположения относительно мыслей, ожиданий, чувств и намерений других людей играет главную роль в понимании того, что, значит, быть другом. Дети, которые могут видеть вещи и явления с точки зрения другого челове­ка, в ...