Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.
Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способность – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.
В структуре личности существенны не отдельные способности, а их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.
Высокая способность к конкретному виду деятёльности - талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, — одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые свершения, — гениальность (от латинского "genius" — дух).
Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант—попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность — попадание в цель, которую еще никто не видит.
Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, наивысших проявлений гармонии. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием, развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности. Общество должно быть духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционные особенности психической деятельности индивида.
Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем.
Природные предпосылки способностей многозначны — на их основе могут быть сформированы различные способности, они поддаются перестройке (рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется силой других компонентов.(«1»)
В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «Способности»:
1. Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое определения
способностей.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.
=====================================================================
(«1») .
М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. Общая, социальная и юридическая психология.–М.,1997
3.
Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким из всех трёх (автор Б.М. Теплов) («2»)
Статьи по теме:
Принципы определения причинности.
Для того, чтобы обосновать выделение именно такого рода ошибок, необходимо проанализировать схемы причинности, которыми обладает человек. Предполагая описание схем, Келли предполагает два вопроса : насколько точно человек умеет приписать ...
Мозг: кладовая слов.
Вес мозга всего три фунта (около 1360 г). Тем не менее Хупер и Терези', говоря о мозге, называют его трехфунтовой Вселенной. "Сведения" об этом многофункциональном органе подтверждают их правоту: наш мозг управляет всеми важными ...
Общая схема структуры математических способностей в школьном
возрасте по В. А. Крутецкому.
Собранный В. А. Крутецким материал позволил ему выстроить общую схему структуры математических способностей в школьном возрасте.
Получение математической информации.
Способность к формализованному восприятию математического материала, с ...


Актуальное