1. совет отца
2. совет матери
3. совет родственников
4. совет одноклассника
5. совет учителя
6. рекомендации кл. руководителя
7. интерес к какому-либо предмету
8. консультация по профориентации
9. собственное увлечение, хобби
10.пример или совет знакомых
Обратившись к основным факторам, повлиявшим на выбор подростков и удовлетворенность таким выбором (см табл.), можно констатировать достаточно близкую структуру этих факторов у обеих групп девятиклассников, а также родителей, в целом удовлетворенных или не удовлетворенных выбором своих детей продолжить обучение в 10-м классе. В этих случаях ведущими факторами, как видно в таблицах, выступали решения самих родителей, в первую очередь матери, и интерес подростка к какой-либо учебной дисциплине или его хобби.
Иное положение в отношении удовлетворенности продолжением обучения в школе 10 - 11-тиклассников. Расхождение позиций школьников удовлетворенных своим выбором и неудовлетворенных достаточно велико. При этом ведущими факторами у недовольных выступают советы родителей или примеры знакомых. У тех же, кто, в первую очередь ориентировался на собственные увлечения и интересы, удовлетворенность наиболее высока.
Во всех случаях следует отметить малую роль влияния школы на выбор жизненного пути (советы учителей и рекомендации классного руководителя занимают 8 - 10 ранговые места из десяти рассматривавшихся)
Показательно, что у удовлетворенных своим выбором десятиклассников следование рекомендациям работников консультации по профориентации занимает четвертое ранговое место.
Надо отметить также, что советы одноклассников относительно выбора продолжения обучения именно в школе занимают более высокое ранговое место у тех, кто в дальнейшем начал проявлять недовольство относительно своего выбора.
Таким образом можно сделать вывод, что большинство подростков и их родителей (75,7 и 76,2% соответственно) нацелено на продолжение обучения в десятом классе; родители в большей степени, чем подростки, ориентированы на продолжение образования в иных формах (техникум, курсы, лицей и т. д.) - 22,1% против 6,8%; среди учащихся 10-11-х классов практически 4/5 подростков довольны принятым решением продолжить обучение в общеобразовательной школе. Анализ жизненных планов подростков показал: 3% подростков предпочли бы вообще не работать ни после 9-го класса, ни в последующие периоды жизни; очень резко упал престиж статуса рабочего: практически ни кто из подростков и их родителей не ориентированы на получение рабочих профессий; упал престиж и научной работы, особенно среди подростков: на этот вид деятельности нацелены лишь 4% подростков и 8% их родителей; упало доверие к бюджетной сфере: на работу в коммерческие фирмы ориентировано в 7 раз больше родителей девятиклассников и в 4 раза больше родителей учащихся в 10-11 классах, чем на работу в государственных учреждениях. Практически половина респондентов отмечает, что положение в обществе и место в жизни сегодня никак не связаны с уровнем образования.
Важной частью мировосприятия школьников становится снижение авторитета знания и науки в целом, поскольку они знают что труд «интеллигенции» оплачивается ниже, чем труд других слоев общества. Это произошло во многом из-за устойчивого стереотипа невостребованности знаний, низкого престижа интеллектуального и высококвалифицированного труда в системе экономических отношений.
Снижение спроса на интеллектуальный и высококвалифицированный труд служит основным фактором, способствующим обесцениванию и разрушению мотивов получения образования и вместе с тем все снижающегося его качества. Сегодня Россия - пока еще одна из самых образованных стран мира, что подтверждает данными о коэффициенте грамотности взрослого населения, долей работников, имеющих высшее и среднее специальное образование и другими показателями (доступность, всеобщность, бесплатность), но что будет через несколько лет, никто не знает.
Статьи по теме:
Бессознательные механизмы психики
Используя метод свободных ассоциаций Фрейд открывает важнейшие механизмы работы психики: вытеснение, регрессию, сопротивление, перенос, рационализацию, проекцию и другие. Позже, обратив внимание на разного рода «паранормальные» явления в ...
Межличностные отношения малых групп
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа, в данном случае отдел. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 - 3 да 20 – 30 человек), занятых каким – либо общи ...
Психология процесса обслуживания при совершении заказа.
Совершение заказа обычно проходит в три этапа.
Первый этап –первое посещение предприятия сервиса клиентом. Оно может быть вызвано его потребностями, которые и становятся побудитель-ным мотивом прихода человека на предприятие сервиса. В ...
Актуальное