Итак, антропология как наука о человеке включает в себя всю систему наук, все виды искусства.
В методологическом арсенале педагогико-антропологической науки мы обнаруживаем общенаучные принципы познания и специальные методы в их специфическом для этой области применении.
Поскольку каждая из областей человековедения преследует при изучении своего предмета особые цели и задачи, педагогической антропологии приходится
1. синтезировать данные каждой из этих областей,
2. параллельно осуществлять их педагогическую интерпретацию
3. самой изучать многочисленные факторы изменений в личности и в коллективах.
Данные конкретных наук о человеке только тогда могут быть ассимилированы педагогикой, когда их переработка доведена до момента превращения их в понятия. Постоянно развивающаяся система таких понятий дает возможность построить предмет педагогической антропологии как посредника между педагогикой и всем многообразием человекознания.
Законы развития личности, устанавливаемые различными науками о человеке и человеческих обществах, служат главными источниками педагогической антропологии, которая, в свою очередь, создает знание о законах развития человека с точки зрения его воспитания.
Интерпретация данных и выводов наук о человеке является главным методом педагогической антропологии. При этом она руководствуется педагогической действительностью, практикой воспитания. Следовательно, практика и здесь выступает одним из самых важных источников создаваемого педагогической антропологией знания.
В данном случае в понятие интерпретации включается:
- идентификация проблем, релевантных для педагогики, в частности обнаружение источников интерпретации
- модификация в педагогических целях хорошо зарекомендовавших себя в других науках о человеке методов приобретения, проверки и использования знаний
- дедукция педагогических норм из законов индивидуального и группового развития.
Этот принцип предполагает широкое использование дедуктивного метода. Интерпретация служит педагогическому синтезу человековедения во всем его многообразии.
Очень важны в педагогической антропологии сравнительные методы. Это сравнительно – исторический, сравнительно – эволюционный, сравнительно – этнографический, биографический, казусный.
Сравнительно – исторический незаменим при изучении взаимодействия человека и общества. Сравнительно – эволюционный необходим для выявления родовой специфик человека. Сравнительно – этнографический применяется при исследовании народных моделей поведения. Биографический наужен для изучения развития личности в единстве с социальной историей. Казусный полезен при изучении нетипичных и типичных конкретных случаев, взятых из клинической практики.
Указанные теоретические методы исследования получают свое эвристическое значение в сочетании с опытными и экспериментальными.
В ходе непосредственного изучения педантропологом своего объекта особое значение приобретают наблюдения. Как массовые, так и одиночные, как с применением опросных листов, так и без них. Применяются также составление характеристик, психограмм, и т.п. Изучение дневников и продуктов творчества, интроспекция и анализ воспоминаний.
Экспериментальные исследования в области педагогической антропологии тесно связаны с инновационными проектами. Среди них наиболее актуальны модели модернизированного содержания образования, модели воспитывающей и обучающей среды, а также системы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.
Статистика – математический аппарат педагогико – антропологических исследований отличается повышенной строгостью требований к планированию эксперимента, сбору данных и их корректной обработке.
Существенное требование к педагогической антропологии – разработка методологических принципов многоуровневого рассмотрения духовной жизни личности, например, симультанного изучения врожденных программ развития и приобретенного его содержания.
Статьи по теме:
Точки зрения на шизофрению и её исследование.
Интересующиеся шизофренией люди задолго до Eugen Bleuler дали данному нарушению название. Но и сегодня она остаётся одним из самых тяжёлых и загадочных из всех обычных душевных расстройств. Исследователи мышления из разных школ предлагали ...
Верования толпы.
Верование
- это нечто близкое к культурной парадигме, глобальной идеологии, то, что цементирует общество на любом его уровне. Поэтому взгляды толпы подразделяются на два вида - постоянные
, т.е. удерживающиеся в течение многих столетий, ...
Природа социальных конфликтов в современных условиях.
Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получают ...
Актуальное