Отношения со сверстниками.

Страница 1

Свертсники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смогбы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и доминированию. в позднем детстве сверстники могут помогать друг другу справлятся с личными проблемами и тревогами.

Возростные изменения во взаимодействии со сверстниками.

Отношения детей сос свертниками играют важнейшую роль в их жизни. Большенство дошкольников стремятся к обшению со сверстниками, получают от него удовольствие и, оказавшись в одиночестве пытаются присоединится к общему занятию других детей. В дошкольные годы резко возрастает сила привязанности к сверстникам, а социальные отношения – приемущественно с участниками совместных игр одного с ними пола – становится ближе, интенсивней и усточивее. Способность адаптировать свою речь к особенностям собеседников улучшают общение между детьми. Кроме того, с возрастом дети все более охотно учавствуют в коллективной деятельности, эффективнее координируют свои действия и нередко успешно сотрудничают при разрешении сложных ситуации.

По сравнению с младшими детьми, школьники более целенаправлены в своем взаимодействии, которое становится все более организовано. В школьные годы все чаще наблюдается кооперация и другие виды просоциального поведения, такие как альтруизм и склонность делится, тогда как частота агрессивных действий и ссор снижается. С улучшением понимания мотивации и намерений других детей и совершенствованием использования получаемой от других обратной связи более эффективны и значительны для детей становится отношение со сверстниками.

Главной движущей силой развития отношений со сверстниками является совместная игра. В 5-летнем возрасте преобладающей формой становится групповая игра. С 3-летнего возраста одним из преобладающих типов игр становится групповая ролевая игра; в последствии она усложняется.

Возрастные изменения в социальном взаимодействии и игре в определенной мере являются функцией от совершенствующихся ролевых навыков, т.е. способности мысленно поставить себя на место другого. Была высказана гипотеза о том, что в основе ролевых навыков лежит эмпати – осознание, понимание чувств другого человека и сопереживание им.

Уровень развития ролевых навыков коррелируют с уровнем общего уровня интеллекта и уровнем сформированности представлений о нравственности, проявляющихся в альтруистическом поведении, помощи, умении делится и внимании к другим людям. Недостаточность ролевых навыков характерна для несовершеннолетних делинкветнов, а воспитание у них эмпатии иногда помогает скоррелировать нарушение поведения.

Срасширением социального опыта и развитием когнитивных навыков, особенно ролевых навыков и способности понимать мысли и чувства, представление ребенка о других людях становятся более абстрактными, более сложными, более психологичными. Фактически развитие представлений о других происходит паралельно изменением в «Я» концепции и самоописании.

Отношение со сверстниками и структура группы.

Влюбом классе или любой социальной группе одни дети популярны среди сверстников, другие – нет. Оценить социальный статус детей, особенно дошкольников, можно с помощью наблюдения. Однако чаще исследователь использует то, что называется социометрическими методами. Еще один метод заключается в том, что детей просят распределить роли среди однокласников: кто лучше всего подойдет на каждую из ролей. По результатам таких «назначений» детей разделяют на популярных (получающих много позитивных и мало негативных оценок); отвергаемых (противоположно); неоднозначных (получивших много как позитивных так и негативных оценок); принебрегаемых, или игнорируемых ( получающих мало позитивных и негативных оценок). Кроме того некоторые дети не подходят не под одну из четырех крайних категорий.

В исследованиях Ньюкомба, Буковкого и Пати был сделан обзор исследований по этой теме. Популярные дети, как можно было ожидать , обладают разнообразными когнитивными и социальными навыками. У них высоко развиты ролевые навыки, они дружелюбны, общительны и отзывчивы.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Факторы и психологические проявления коммуникативного стресса
Понятие фактор является центральным для любого психологического или психофизиологического явления. Без понимания специфики стресс-факторов затруднено концептуальное представление о механизмах развития, эмоциональных, поведенческих реакция ...

Межличностные отношения, общение, взаимопонимание
Источником активности любого живого существа, в том числе человека, являются его потребности. Потребности, вызывая мотивацию («Я хочу!»), побуждают живое существо к деятельности. Одной из форм проявления активности, обеспечивающих поддерж ...

Система психоанализа
Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: - динамической; - топической (учение о структуре душевной жизни); - экономической. С топической точки зрения Фрейд различает три сферы психики: - сознательное; - предсо ...