Описательно эмцатия также определяется как особый способ понимания другою человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова.термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть аффективное «пониманием Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, паргнера но общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатни в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на веши с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значт. что я строю свое поведение так. как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию ею поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том, и в другом случаях налицо будет "принятие в расчег> поведения другого человека, но резуль-rai наших совместных действии будет различным: одно дело -- понять партнера по общению. bcibb на ею позицию, действуя с нее. другое дело - понять ею. приняв в расчег его точку зрения, даже сочувствуя ей», но действуя по-своему.
Впрочем оба случая требукп решения cine одного вопроса: как будет тот, «другой», т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависегь наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания дру| друга осложняется явлением рефлексии.
В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим пн'-дивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того. как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений дру[ друга, «глубокое, последовательное взапмоот ражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера но взаимодействию, причем и этом внутреннем мире в свою очередь огражается внутренний мир первою исследователя» (Кон, 1978. С. 110).
Статьи по теме:
Общение как условие уровня развития детей 6-7 лет
Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заб ...
Возникновение и психологическая характеристика сознания человека.
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и пр ...
Как примириться с «призраками прошлого».
Огромное влияние на образ жизни большинства людей оказывает родительский дом — мать, отец и другие взрослые, окружавшие нас в самом начале нашего существования. Впечатлительному ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения м ...
Разделы