Понятие о мнемических процессах.

Страница 1

Наряду с другими познавательными процессами, перцеп­тивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические[1]. Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активно­сти человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями.

Что же такое память? Память

- процесс сохранения про­шлого опыта, делающий возможным его повторное использова­ние в деятельности и возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Возобновляющиеся образы отдель­ных предметов и процессов, воспринятых в прошлом, усвоен­ные раннее движения и действия, пережитые прежде чувства и желания, наконец, возникшие когда-то мысли составляют про­шлый опыт человека, содержание того, что помнится.

Начало экспериментальных исследований мнемических процессов относится к концу XIX века. Среди первых психо­логов, обратившихся к этой проблеме, был немецкий ученый Г.Эббингауз. Исследования процессов памяти он осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочета­ний. Полученные результаты дали ему возможность вывести целый ряд законов запоминания, которые сами по себе пред­ставляли определенный интерес, однако были применимы исключительно к материалу, который не имел логической организации.

В дальнейшем необходимые поправки в те закономерно­сти, которые были выявлены Эббингаузом, внесли другие исследователи. Так, в частности, еще в начале XX века пред­ставители гештальт-психологии обратили внимание на ор­ганизацию материала, подлежащего запоминанию, и полу­чили данные, в значительной степени расходящиеся с теми, что содержались в исследованиях Эббингауза. В психоана­литических учениях процесс забывания как один из важней­ших компонентов мнемической активности человека объяс­нялся стремлением вытеснить из сферы сознания то, что травмирует личность, вызывает у нее неприятные воспоми­нания, в конечном счете оказывает негативное воздействие на эмоциональное состояние субъекта. Это породило целый ряд экспериментальных данных, которые в настоящее время обсуждаются, хотя и не во всем принимаются современной психологией. Французский психолог Жане подчеркивал роль социокультурных факторов при характеристике выс­ших форм развития мнемической активности.

Мнемоника

(иногда мнемотехника) - это совокупность искусственных приемов, способствующих запоминанию. История мнемотехники уходит в глубокую древ­ность. Ее возникновение связано с первыми наивными пси­хологическими представлениями греков. Греческая мифоло­гия знала титанку Мнемозину, мать девяти муз, и почитала ее как богиню памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника приобрела в XIX веке в связи с тем, что она по­лучила теоретическое обоснование в законах ассоциаций. Всякий мнемотехнический прием сводится к искусственному связыванию, ассоциированию запоминаемого представления с теми, которые уже успели прочно закрепиться в сознании. И в этой заведомой исключительности основное отличие мнемоники от того, как протекает запоминание в обычных жизненных условиях.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Условия психологически комфортного и личностно развивающего общения
В настоящее время общепризнанной является громадная роль общения в развитии у человека того или иного психологического состояния, в актуализации определенных характеристик психических процессов и свойств, а также в формировании всей его л ...

Методы исследования агрессивного поведения.
Нынче лишь недавно сделали агрессию объектом эмпирического изучения. Попытка научно исследовать агрессию порождает ряд проблем, потому что интересующее нас поведение опасно. Поэтому во многих случаях применяются сравнительно «безопасные» ...

Принципы определения причинности.
Для того, чтобы обосновать выделение именно такого рода ошибок, необходимо проанализировать схемы причинности, которыми обладает человек. Предполагая описание схем, Келли предполагает два вопроса : насколько точно человек умеет приписать ...