Наряду с другими познавательными процессами, перцептивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические[1]. Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активности человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями.
Что же такое память? Память
- процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Возобновляющиеся образы отдельных предметов и процессов, воспринятых в прошлом, усвоенные раннее движения и действия, пережитые прежде чувства и желания, наконец, возникшие когда-то мысли составляют прошлый опыт человека, содержание того, что помнится.
Начало экспериментальных исследований мнемических процессов относится к концу XIX века. Среди первых психологов, обратившихся к этой проблеме, был немецкий ученый Г.Эббингауз. Исследования процессов памяти он осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний. Полученные результаты дали ему возможность вывести целый ряд законов запоминания, которые сами по себе представляли определенный интерес, однако были применимы исключительно к материалу, который не имел логической организации.
В дальнейшем необходимые поправки в те закономерности, которые были выявлены Эббингаузом, внесли другие исследователи. Так, в частности, еще в начале XX века представители гештальт-психологии обратили внимание на организацию материала, подлежащего запоминанию, и получили данные, в значительной степени расходящиеся с теми, что содержались в исследованиях Эббингауза. В психоаналитических учениях процесс забывания как один из важнейших компонентов мнемической активности человека объяснялся стремлением вытеснить из сферы сознания то, что травмирует личность, вызывает у нее неприятные воспоминания, в конечном счете оказывает негативное воздействие на эмоциональное состояние субъекта. Это породило целый ряд экспериментальных данных, которые в настоящее время обсуждаются, хотя и не во всем принимаются современной психологией. Французский психолог Жане подчеркивал роль социокультурных факторов при характеристике высших форм развития мнемической активности.
Мнемоника
(иногда мнемотехника) - это совокупность искусственных приемов, способствующих запоминанию. История мнемотехники уходит в глубокую древность. Ее возникновение связано с первыми наивными психологическими представлениями греков. Греческая мифология знала титанку Мнемозину, мать девяти муз, и почитала ее как богиню памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника приобрела в XIX веке в связи с тем, что она получила теоретическое обоснование в законах ассоциаций. Всякий мнемотехнический прием сводится к искусственному связыванию, ассоциированию запоминаемого представления с теми, которые уже успели прочно закрепиться в сознании. И в этой заведомой исключительности основное отличие мнемоники от того, как протекает запоминание в обычных жизненных условиях.
Статьи по теме:
Родители и дети.
Социальные проблемы третьего порядка - это проблемы, затрагивающие ближайшее окружение ребенка-инвалида и, прежде всего его семью.
Трудности семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, существенно отличаются от тех забот, которые волну ...
Уровни общения
Как было рассмотрено выше, уровни общения являются отражением степени осознанности, что являет одну из форм проявления сознания. Сами уровни общения отражают целостное мировоззрение на окружающий мир, так как общение сопровождает каждого ...
Психология процесса обслуживания при совершении заказа.
Совершение заказа обычно проходит в три этапа.
Первый этап –первое посещение предприятия сервиса клиентом. Оно может быть вызвано его потребностями, которые и становятся побудитель-ным мотивом прихода человека на предприятие сервиса. В ...
Разделы