Понятие о мнемических процессах.

Страница 1

Наряду с другими познавательными процессами, перцеп­тивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические[1]. Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активно­сти человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями.

Что же такое память? Память

- процесс сохранения про­шлого опыта, делающий возможным его повторное использова­ние в деятельности и возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Возобновляющиеся образы отдель­ных предметов и процессов, воспринятых в прошлом, усвоен­ные раннее движения и действия, пережитые прежде чувства и желания, наконец, возникшие когда-то мысли составляют про­шлый опыт человека, содержание того, что помнится.

Начало экспериментальных исследований мнемических процессов относится к концу XIX века. Среди первых психо­логов, обратившихся к этой проблеме, был немецкий ученый Г.Эббингауз. Исследования процессов памяти он осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочета­ний. Полученные результаты дали ему возможность вывести целый ряд законов запоминания, которые сами по себе пред­ставляли определенный интерес, однако были применимы исключительно к материалу, который не имел логической организации.

В дальнейшем необходимые поправки в те закономерно­сти, которые были выявлены Эббингаузом, внесли другие исследователи. Так, в частности, еще в начале XX века пред­ставители гештальт-психологии обратили внимание на ор­ганизацию материала, подлежащего запоминанию, и полу­чили данные, в значительной степени расходящиеся с теми, что содержались в исследованиях Эббингауза. В психоана­литических учениях процесс забывания как один из важней­ших компонентов мнемической активности человека объяс­нялся стремлением вытеснить из сферы сознания то, что травмирует личность, вызывает у нее неприятные воспоми­нания, в конечном счете оказывает негативное воздействие на эмоциональное состояние субъекта. Это породило целый ряд экспериментальных данных, которые в настоящее время обсуждаются, хотя и не во всем принимаются современной психологией. Французский психолог Жане подчеркивал роль социокультурных факторов при характеристике выс­ших форм развития мнемической активности.

Мнемоника

(иногда мнемотехника) - это совокупность искусственных приемов, способствующих запоминанию. История мнемотехники уходит в глубокую древ­ность. Ее возникновение связано с первыми наивными пси­хологическими представлениями греков. Греческая мифоло­гия знала титанку Мнемозину, мать девяти муз, и почитала ее как богиню памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника приобрела в XIX веке в связи с тем, что она по­лучила теоретическое обоснование в законах ассоциаций. Всякий мнемотехнический прием сводится к искусственному связыванию, ассоциированию запоминаемого представления с теми, которые уже успели прочно закрепиться в сознании. И в этой заведомой исключительности основное отличие мнемоники от того, как протекает запоминание в обычных жизненных условиях.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Этапы протекания социального конфликта.
Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и психосоциальной группы ...

Структура личности.
Ни одно направление не приобрело столь известности за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком. ...

Психология юношеской сексуальности
Изучение юношеской сексуальности имеет три главных предмета: половое поведение, т.е. поступки, в которых проявляется и реализуетя половое влечение /когда начинается половая жизнь, каковы стадии ее развития, ее интенсивность и т.д./; псих ...