Методы изучения взаимоотношений в группе

Страница 1

Социометрия

Открытие неформальных групп позволило сформировать в дальнейшем целую теорию «человеческих отношений», в развитие которой внес свою лепту другой американский специалист Джон Морено. Морено увековечил себя, разработав методы измерения межличностных отношений. Предварительно обследуемая группа подготавливается, т.е. каждому индивидууму разъясняют порядок заполнения социометрической карточки. Термин «Социометрия» означает изменение межличностных взаимоотношений в группе. Карточка, выдаваемая каждому члену группы представляет из себя социоматрицу (таблица 2).

Такая социоматрица позволяет выяснить отношение членов группы друг к другу, установить сплоченность группы, выявить лидера, установить социометрический статус и эмоциональную экспансивность. Для этого используются различные математические формулы.

Таблица 2. Пример социоматрицы для группы, численностью N членов

Кто выбирает

Кого члены выбирают

Сделанные выборы

Всего

п/п

Фамилия испытуемого - члены

1

2

3

4

5

.

(+)

(-)

1.

А-ов

+

+

-

-

.

2

2

4

2.

В-ин

+

+

-

-

.

2

2

4

3.

Г-ев

+

+

.

2

0

2

4.

П-ов

+

-

.

1

1

2

5.

С-ов

+

-

-

+

.

2

2

4

6.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Полученные (+)

4

2

2

1

0

.

9

выборы (-)

0

1

1

2

3

.

7

Всего

4

3

3

3

3

.

16

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

История и виды политической рекламы.
Политическая реклама имеет различные определения, но во всех них присутствует общее — это коммуникация с помощью СМИ и других средств связи с целью повлиять на установки людей в отношении политических субъектов или объектов. Такими субъек ...

Роль эмоциональных состояний личности
Эмоции – «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явления и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» [11; 407]. Эмоции — неотъемлемая и важна ...

Социально-психологические методы управления.
Методы социального нормирования. → Разработка и утверждение коллективом норм поведения. (кодекс чести и т.п.). Методы воспитания. → Понятие форм морали через агитацию ,убеждение и т.п. ...