Общая характеристика методов психодиагностики.

Основы психодиагностики » Общая характеристика методов психодиагностики.

Страница 1

Слово «психодиагностика» имеет в психологии два основных значения. Одно из них соотносит данное слово с названием соответствующей области научных психологических знаний и исследований, а другое указывает на специфическую область практического применения психологических знаний. Как сфера науки психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика показывает, как это следует делать правильно и надежно.

В современной психологии применяется немало различных методов психодиагностики, однако далеко не все из них можно назвать научно обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские

и собственно психодиагностические методы.

Последнее название относиться только к той группе методов, которые используются в оценочных целях, т. е. позволяют получать точные количественные и качественные характеристики изучаемых психологических свойств. Методы, которые не преследуют данную цель и предназначены только для изучения психологических процессов, свойств и состояний человека, носят название исследовательских. Они обычно применяются в эмпирических

и экспериментальных

научных исследованиях, основная цель которых – получение достоверных знаний. Приведем два примера, показывающих разницу между психодиагностическими и исследовательскими методами.

Пример 1.

Метод психодиагностики личности.

Это 16 – факторный тест Р. Кеттела. Он представляет собой стандартизированный опросник, включающий в себя 187 суждений, разделенных на 16 групп – подшкал. С помощью каждой из подшкал оценивается какая – либо отдельная черта личности, причем оценки даются в стандартных баллах. Суждения, включенные в данный тест, инструкция, процедура его применения, способы получения, интерпретация результатов и выводы – все это является неизменным и применяется одинаково во всех случаях тестирования.

Пример 2.

Метод исследования личности.

Допустим, что разрабатывается эксперимент, предназначенный для того, чтобы исследовать определенный вид поведения человека, наблюдая его в особых условиях. Эксперимент может строиться таким образом, чтобы интересующие ученого черты личности человека, связанные с данной формой поведения, могли проявиться наиболее отчетливо, т. е. так, чтобы их можно было детально изучить. Экспериментатор ставит и проводит задуманный с этой целью эксперимент, наблюдает за поведением его участников и делает вывод об особенностях изучаемой черты личности и соответствующей ей формы поведения.

Исследовательским, к примеру, также является метод включенного наблюдения или психолого-педагогический эксперимент с детьми, позволяющий наблюдать за их поведением в особых, экспериментальных условиях.

Эти методы психодиагностики применяются в самых разных областях психологии и в самых различных сферах человеческой деятельности. В научной психологии они обычно используются в процессе организации и проведения исследовательских экспериментов, а в практической психологии – в психологическом консультировании, психокоррекции, а также в других областях деятельности профессионального психолога, таких, например, как профессиональный отбор, профессиональная подготовка.

В правильно организованном эксперименте почти всегда необходимо точно оценивать уровни развития у испытуемых тех или иных психологических свойств до и после эксперимента для того, чтобы установить. Повлиял ли проведенный эксперимент на изменение этих свойств. Сказанное касается также психологического консультирования и психологической коррекции. Проводя консультирование, практический психолог должен оценить степень развитости у клиента различных психологических особенностей. Его работа в данном случае чем – то напоминает труд врача, который обязательно проводит диагностику больного прежде. Чем установит болезнь и определит метод его лечения.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Благополучные и неблагополучные семейные пары.
«Все счастливые семьи счастливы одинаково…». Высказывание классика литературы Л.Н. Толстого наводит на размышление. Что выделяет «счастливую» семью, что для нее характерно? Что общего для всех благополучных семей? Специалистами (Левкович ...

Насилие и ненасилие
Насилие и ненасилие представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Возможные линии поведения человека перед лицом насильственно поддерживаемой социальной несправедливости можно свести к ...

Психология труда официанта
Труд в общественном питании состоит из двух основных элементов: 1) материально-предметного (обработка продуктов) и 2) коммуникативного (общение с потребителями и другими участниками обслуживания - метрдотелями, буфетчиками, работниками се ...