Методы психодиагностики, их классификация.

Основы психодиагностики » Методы психодиагностики, их классификация.

Страница 3

1.Тип применяемых в методике тестовых задач.

2.Адресат используемого в методике тестового материала.

3.Форма представления тестового материала испытуемым.

4.Характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики.

5.Наличие в методике тестовых норм.

6.Внутреннее строение методики.

По типу применяемых тестовых заданий психодиагностические методики делятся на опросные

(в них используются вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие

(в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные

(здесь применяется тот или иной вид собственный творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по инструкции самим испытуемым), действенные

(испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физиологические

(в данном случае психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).

К примеру, для оценки психологии некоторого человека можно использовать его ответы на прямые или косвенные вопросы, его согласие или несогласие с теми или иными суждениями, результаты его устной, письменной, изобразительной, технической или иной деятельности, его произвольные и непроизвольные действия и реакции в ответ на некоторые стимулы и многое другое. Этой же цели могут служить также электроэнцефалограмма, электрокардиограмма, электромиограмма, кожно-гальваническая реакция (КГР) и другие рефлексы, включая сердечно – сосудистые рефлексы и рефлексы дыхательной системы.

По адресату тестового материала психодиагностические методики делятся на сознательные

, апеллирующие к сознанию испытуемого, и бессознательные

, направленные на неосознаваемые реакции человека. Примером методик первого типа могут служить опросники, а примером второго – проективные методики.

По форме представления тестового материала испытуемым психодиагностические методики делятся на бланковые(представляют собой тестовый материал в письменной или какой – либо иной знаковой форме: рисунок, схема и т. п.), технические

(презентируют испытуемому тестовый материал в аудио -, видео – или киноформе, а также через иные технические устройства и машины), сенсорные

(представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).

По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, методики подразделяются на объективные

(используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные

(употребляются данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него). Примером методик объективного типа могут служить тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или практических результатов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективизм в оценках сведен к минимуму. С другой стороны, классическим примером методики субъективного типа является такая, которая в основном опирается на интроспекцию и выводы, делаемые на базе интуиции и внутреннего опыта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Невербальная коммуникация
Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые систе­мы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара-и экстралингвистическую, 3) организа­цию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) ви­зуальный контакт. Совокупность этих с ...

Когнитивные модели интеллекта
Когнитивные модели интеллекта имеют косвенное отношение к психологии способностей, так как их авторы подразумевают под термином «интеллект» не свойство психики, а некую систему познавательных процессов, обеспечивающих решение задач[9;78]. ...

Психологические приемы влияния на партнера
Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны деловых отношений. Тот, кто считает, что понятие "чувства" неприменимо к работе, способен вызвать м ...