Подходы к изучению интеллекта

Страница 6

В итоге был сделан вывод о том, что общая направлен­ность интеллектуального развития по мере продвижения по разным возрастам характеризуется единством процессов ког­нитивной дифференциации (возрастанием выраженности свойств отдельных познавательных функций) и процессов когнитивной интегрированности (усилением меж функциональных связей между познавательными функциями разного уровня), задающих "архитектонику" целостной структуры интеллекта (Ананьев, Степанова, 1972; 1977).

8. Регуляционный подход

Положение о том, что интеллект является не только ме­ханизмом переработки информации, но и механизмом регу­ляции психической и поведенческой активности, одним из первых сформулировал и обосновал Л. Л. Терстоун в своей монографии "Природа интеллекта" в 1924 году (Thurstone, 1924). Различие между ранним Терстоуном с его теоретиче­ским анализом интеллекта и более поздним Терстоуном как одним из основателей тестологического подхода, опублико­вавшим в 1938 году свою знаменитую работу "Первичные умственные способности" (Thurstone, 1938), настолько рази­тельно, что остается только удивляться хитросплетениям его профессиональной биографии.

Среди условий, благоприятствующих применению ин­теллекта, Терстоун выделял, во-первых, отсутствие безотла­гательного, сиюминутного давления ситуации и, во-вторых, отсутствие чрезмерного желания. В целом главный крите­рий интеллектуального развития в контексте данной теории - это мера контроля потребностей.

Итак, мы, наконец, завершили анализ различных на­правлений экспериментально психологических исследований интеллекта. Все рассмотренные нами подходы являются мощными теоретическими течениями с чрезвычайно богатой и блестяще разработанной эмпирической базой, все они свя­заны с именами известных отечественных и зарубежных ученых-психологов, чьи заслуги в изучении интеллекта ог­ромны и неоспоримы. В этом плане, с моей точки зрения, занимать критическую позицию по отношению к любому из вышеизложенных учений бессмысленно, ибо полученные в рамках каждого подхода теоретические и эмпирические ре­зультаты являются, безусловно, верными - в той мере, в ка­кой вообще можно считать верными научные знания в неко­торой стадии их накопления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Статьи по теме:

Этап развития речевого общения
Третий из выделенных нами этапов развития речевого общения охватывает период от появления первых слов и до конца дошкольного возраста. За этот длительный срок ребенок проходит громадный путь, овладевая к его концу словом и научаясь с боль ...

Формирование образа «Я».
4 этап: Самопознание и самоосознание. Итак, цель определена, но достижима ли она? Для этого я соотнесла с этой целью и идеалом свои возможности и способности, поэтому следующий этап самовоспитания – познание и осознание себя, изучение и ...

Благополучные и неблагополучные семейные пары.
«Все счастливые семьи счастливы одинаково…». Высказывание классика литературы Л.Н. Толстого наводит на размышление. Что выделяет «счастливую» семью, что для нее характерно? Что общего для всех благополучных семей? Специалистами (Левкович ...