Теории интеллекта

Теоретики интеллекта не согласны друг с другом во многом, и довольно странно, что они пришли к минимальному согласию в вопросе о том, что же такое интел­лект помимо способности гибко адаптироваться к окружающей среде. Рас­смотрим некоторые альтернативные взгляды, основанные на точке зрения Стернберга и Кауфмана.

Сторонники этих теорий просят людей объяснить понятие интеллект «обычным языком». Этот подход был предложен Нейссером и осуществлен Стернбергом, Конвеем, Кетроном и Бернстейном и Стернбергом. Стернберг и др. опрашивали случайно выбранных людей, а также исследователей-теоретиков, занимающихся проблемами интеллекта, и предлагали им назвать наиболее показательные каче­ства интеллектуального человека. Факторный анализ частотности оценок выявил три главных представления людей об интеллекте: как о способности решать практические про­блемы (например, подведение баланса в чековой книжке), как о вербальных спо­собностях (например, хорошо писать и говорить) и как о социальной компетент­ности (например, сосуществование с другими людьми) [10;28].

Тем не менее в этой обыденной точке зрения есть определенные ограничения. Одно из них относится к возрасту. Сиглер и Ричардc просили взрослых охарактеризовать интеллект применительно к людям различ­ных возрастов. Они обнаружили, что взрослые в меньшей степени склонны свя­зывать интеллект с перцептивно-моторной функцией и в большей — с функцией познания (в зависимости от возраста того, о ком они говорят). Так, для интеллек­та детей представляется наиболее важной координация рук и глаз, в то время как способность к рассуждению более существенна для интеллекта взрослых. Границы имплицитных теорий связаны также с культурными традициями. В различных культурах интеллект воспринимается неодинаково[10;28].

Положения одной могут быть противоположны тем, на каких базируется другая. Западные представ­ления об интеллекте, например, во многом отличаются от понятий других культур. Исследовате­ли Джилл и Китс отметили различия в оценках студен­тов австралийского университета, которые считают интеллектом теоретические навыки и способность адаптироваться к новым событиям, и малайских студентов, рассматривающих интеллект как практические навыки, речь и творчество.

Исследования, проведенные в Африке, также предоставляют материал, контра­стный полученному на Западе.

Интеллект в рамках разных культур и даже одной и той же всегда одинаков, но воспринимается он по-разному [12;135]. Какая бы ни была разница между культурами, существует несколько сходных аспектов интеллекта.

Эксплицитные теории интеллекта — это те, которые предложены психологами или другими учеными и проверены путем сравнения гипотез и собранных данных. Эксплицитные теории подразумевают разнообразные подходы к изучению интел­лекта. Разделим их на психометрические, когнитивные, биологические, кон­текстуальные, или обусловленные контекстом культуры, и системные.

Статьи по теме:

Формирование воли в подростковом возрасте
Принято считать, что подростки характеризуются, больше чем дети всех других школьных возрастов, слабостью воли. Они недостаточно организованы, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведет себя вопреки усвоен ...

Уровень эмоционального развития детей 6-7 лет
Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - остро чувствует ребенок и ласку, и несправед ...

Психология процесса обслуживания при совершении заказа.
Совершение заказа обычно проходит в три этапа. Первый этап –первое посещение предприятия сервиса клиентом. Оно может быть вызвано его потребностями, которые и становятся побуди­тель-ным мотивом прихода человека на предприятие сервиса. В ...