Другие факторы интеллектуального развития

Страница 2

Потребление матерью лекарственных и других веществ

Многие вещества могут серьезно нарушать развитие утробного плода. Установлено, что злоупотребление в первые месяцы беременности некоторыми антибиотиками, транквилизаторами типа элениума или даже аспирином, может приводить к значительной задержке умственного развития новорожденного. Так же последствия возможны и в том случае, если мать во время беременности употребляет алкоголь или курит.

Факторы окружающей среды

С каким бы потенциалом не родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального по­ведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при кон­такте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Если в самом начале жизни интеллектуальные функции, по-видимому, определяются только наследственными факторами, то очень скоро ситуация становиться иной. Уже начиная с года или двух, ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным, окружением. При этом все более и более сложные обстоятельст­ва и ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решаю­щими для хода его дальнейшей жизни.

Питание

Серьезная недостаточность ребенка, по-видимому, особен­но сильно сказывается в первые шесть месяцев жизни, Однако, если в дальнейшем ребенок начинает питаться нормально и жить в стабильных условиях с достаточной психической стимуляцией, то он уже к 4-5 годам может догнать в своем развитии сверстников, получавших нормальное питание с момента рождения.

Социальное положение и школьная успе­ваемость

До начала нашего века в большинстве западных стран на ребенка смотрели как на "взрослого в миниатюре", который бо­лее или менее быстро в зависимости от социального проис­хождения приобщается к миру взрослых. Мышление и интеллек­туальные проявления формировались в определенных рамках, характерных для той среды, в которой предстояло жить будуще­му взрослому человеку. У представителей привилегированных слоев интеллект развивается в более "абстрактном" направле­нии в соответствии с их уровнем культуры, В народных же массах интеллект должен был носить "практический" характер и отражать профессиональные навыки.

При демократизации начального, а затем среднего образования, была поставлена задача - дать каждому человеку возможность максимально развить свои способности с тем, что бы он мог полностью реализовать имеющиеся у него возможности. В то же время, школа взяла за основу старую модель обучения, и в ней сохранились ценности и представления о культуре и интеллекте, свойственные привилегированным слоям. Это было сделано в надежде на то, что представления, характерные для низ­ких классов, смогут измениться в пользу "элитарной" культуры. При этом не была учтена социальная действительность, которая не может меняться столь быстро. В низших слоях, в неблагополучных семьях жизненная реальность рассматривается как ежед­невная борьба за существование, а не как возможность этического и интеллектуального развития. Поэтому такие группы населения остаются невосприимчивыми к культуре, никак не связан­ной с их повседневными нуждами. Ребенок, вышедший из низших слоев, оказывается в "подвешенном" состоянии между школь­ным воспитанием, которое не находит отклика в его семье, с одной стороны и повседневной жизнью, свойственной его среде и заставляющей его как можно быстрее приобщиться к миру труда с целью обретения самостоятельности, с другой.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Понятие об ощущениях
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъек­тивно представленный в голове человека или неосознаваемый но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной ...

Выводы
Проведенный анализ веера не всегда согласующихся между собой научных фактов, эмпирических наблюдений и, возможно, заблуждений, основанных на артефактах, создает почву для выдвижения нами некоторых предположений относительно процессов, про ...

Профконсультирование в школе
Развивающая (активизирующая) профконсультация не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, в отличие от директивной профконсультации. Основной её целью является активизация процесса формирования псих ...