Заключение

Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности. Проверка интеллекта является важнейшей задачей, которая на любом этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход интеллектуальной, моральной и психологической эволюции человека. Именно уровень и тип развития интеллекта определяет будущее человека, его судьбу. Он определяет успешность адаптации к разным сферам деятельности, видам занятий, которыми потенциально может овладеть человек: чем выше интеллект, тем шире диапазон деятельности. Вероятно, «общечеловеческие» и специальные способности (общий и вербальный интеллект) детерминированы, в основном, генетическими, а индивидуальные – средовыми влияниями. Неудивительно, что различия в уровне развития специальных способностей, связанных с определенным материалом функционированием систем, обеспечивающих контакт с внешним миром, определяется по преимуществу средой.

Положительные, но умеренные по величине корреляции между учебными оценками и результатами тестирования не позволяют однознач­но утверждать, что интеллект детерминирует успешность обучения.

Современная школа имеет тенденцию к дифференциации учеников по их индивидуальным способностям. При осуществлении индивидуального подхода к обучению важно знать, что для успешного обучения в математическом классе у детей должен быть высоко развит формальный, пространственный и вербальный интеллект. А для успешного обучения в гуманитарном классе необходим главным образом высокий уровень вербального интеллекта. Этот факт, на мой взгляд, свидетельствует о большей мобильности возможностей детей, имеющих техническую направленность способностей. Это объясняет тот факт, что такие школьники могут с одинаковой успешностью учиться и в математическом классе, и в гуманитарном.

Цель данной работы достигнута. Были выявлены особенности интеллектуальной деятельности учеников математического и гуманитарного классов:

Уровень развития счетно-математического компонента интеллекта учеников математического класса значительно выше чем у учеников гуманитарного класса, в то время как уровень развития вербального компонента примерно одинаков в обоих классах;

В специализированных классах не все ученики имеют умственные способности, соответствующие требованиям программы.

Исследование показывает, что метод дифференциации в школе работает не настолько эффективно, как должен. В специализированных классах присутствуют дети, не справляющиеся с программой повышенной сложности. В связи с этим можно порекомендовать школьным психологам проводить диагностику структуры интеллекта детей перед вступительными испытаниями и затем в процессе обучения хотя бы раз в год, чтобы дети имели возможность выбрать направление соответствующее их способностям. В этом случае эффективность метода дифференциации заметно вырастет.

Статьи по теме:

Проблема взаимоотношения человека и машины.
Научно-техническая революция выдвинула на передний план проблему применения техники нового типа. Подобная техника - электронно-вычислительные машины (ЭВМ), автоматизированные системы управления (АСУ) - в наше проникла в самые разнообразн ...

Психологические особенности умственно отсталых школьников
Вспомогательная школа ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные качества – честность. Правдивость, ...

Посттравматическое стрессовое расстройство.
.меня изнасиловали, когда мне было шестнадцать. Прошло много лет, и мне казалось, что я смогла справиться с этим, но с некоторых пор все возвращается. Я стала плохо спать по ночам, у нас с мужем постоянно возникают ссоры из-за того что о ...