Диагностика зависимости социализации подростков от её факторов.

Психологическая информация » Особенности социализации современного подростка » Диагностика зависимости социализации подростков от её факторов.

Страница 1

Для выявления ведущего фактора социализации современных подростков, и подтверждения или опровержения гипотезы о том, что главенствующим фактором являются средства массовой информации, был составлен опросник. Каждый из 24 вопросов теста выявлял приверженность подростка к тому или иному фактору социализации, были универсальные вопросы, где предлагалось выбрать не однозначное подтверждение факта «Да и Нет», а какой-то один из предложенных факторов, который в данном случае влияет больше всего, так же присутствовали варианты, когда можно было выразит нейтральное отношение к ним всем. ( См. приложения ). Исследование проводилось на базе школы № 577 и в нём принимали участие ученики 8-9 классов, в количестве 16-ти человеке ( Примеры заполненного опросника См. приложения ). Исследование выявило, что основным фактором социализации большинство подростков называют Группу сверстников, на втором месте, с небольшим отставанием идут СМИ, далее Семья и на последнем месте Школа.

1.) Группа сверстников ( 8 человек )

2.) СМИ ( 6 человек )

3.) Семья ( 2 человек )

4.) Школа ( 0 человек )

Таким образом можно констатировать, что гипотеза о СМИ, как о ведущем факторе социализации не подтверждается, хотя, безусловно, он является одним из основных. Что касается Семьи и Школы, то их плачевное состояние вызвано, в случае семьи – гипертрофированным чувством взрослости и стремлением к самостоятельности самого подростка, в случае со школой – возможно плохой неуспеваемостью или же просто усталостью от неё к концу года. Руководствуясь полученной информацией можно сделать следующий вывод: У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

В конце 1989 года были исследованы неформальные молодежные группы, называемые “дворовыми тусовками”. Они образованы по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% - девушки.

“Уйти в неформалы” побудили молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что “не знал, как жить дальше”.

Наиболее распространенными способами проведения свободного времени являются “тусовки”, посещение видеосалонов, где подростки предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также стремление походить на взрослых является употребление наркотиков.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами. При всяком рассмотрении человеческой коммуника ...

Легитимность
Какие критерии я использую для того, чтобы убедить всех в том, что никто из нас не проиграл? Насколько бы хорошо мы не понимали интересы противоположной стороны и насколько бы искусно мы ни изобретали способы согласования мнений, нам пр ...

Механизмы формирования социальных стереотипов
Стереотипы являются продуктом нормальных, психологических процессов, которые естественным и неизбежным образом ведут к их формированию и сохранению. Следовательно, чтобы понять, как стереотипы создаются и сохраняются, важно обладать базов ...