Оценка радиационной обстановки

Под радиационной обстановкой понимают совокупность последствий радиоактивного загрязнения (заражения) местности, оказывающих влияние на деятельность объектов народного хозяйства, сил ГО и населения.

Радиационная обстановка характеризуется масштабами (размерами зон) и характером радиоактивного загрязнения (заражения) (уровнем радиации). Размеры зон радиоактивного загрязнения (заражения) и уровни радиации являются основными показателями степени опасности радиоактивного заражения для людей.

Оценка радиационной обстановки включает:

определение масштабов и характера радиоактивного загрязнения (заражения);

анализ их влияния на деятельность объектов, сил ГО и населения;

выбор наиболее целесообразных вариантов действий, при которых исключается радиационное поражение людей.

Оценка радиационной обстановки производится методом прогнозирования и по данным разведки.

Изменение уровней радиации на радиоактивно загрязненной территории в общем виде характеризуется зависимостью:

где Р0-уровень радиации в момент времени t0 после аварии (взрыва);

Рt – то же в рассматриваемый момент времени t после аварии (взрыва);

n – показатель степени, характеризующий величину спада радиации во времени и зависящий от изотопного состава радионуклидов (при ядерном взрыве, как известно, n=1.2).

Тогда доза излучения за время от t1 до t2 составит:

Для ядерного взрыва при n = 1.2 получим

D = 5(P1t1-P2t2)

Исходными данными для прогнозирования радиационной обстановки при применении ядерного взрыва являются:

время, координаты, вид и мощность ядерного взрыва;

направление и скорость среднего ветра.

Параметры ядерного взрыва штаба ГО получают от постов засечки ядерных взрывов (посты развертываются на территории страны); метеостанции отправляют несколько раз в сутки штабам ГО данные о направлении и скорости среднего ветра.

Средним называется ветер, средний по направлению и скорости во всем слое атмосферы от поверхности земли до максимальной высоты подъема радиоактивного облака. Поскольку высота подъема облака различна и зависит от мощности взрыва, метеостанции передают данные о среднем ветре в слоях: 0-2, 0-4, 0-6, 0-8, 0-10 км. и т.д. увеличивая слой атмосферы на 2 км. Скорость ветра дается в км/ч, а направление – в градусах.

Однако передача данных о параметрах ядерного взрыва даже в крупные штабы ГО, не говоря уже об объектах народного хозяйства, требует значительного времени, а для принятия своевременных мер защиты (укрытия людей в защитных сооружениях или вывод их из района возможного радиоактивного заражения еще до подхода облака) необходимо знать эти данные практически сразу после взрыва. Знание даже одного параметра – вида ядерного взрыва – дает возможность немедленно оценить обстановку с точки зрения радиоактивного заражения местности. Вот почему еще до получения данных от специальной системы обнаружения ядерных взрывов необходимо хотя бы ориентировочно оценить эти параметры.

Прогнозирование, осуществляемое обычно в крупных штабах ГО после получения данных о параметрах взрыва, начинается с нанесения на карту (схему) центра (эпицентра) взрыва и зон радиоактивного заражения в виде эллипсов, вытянутых по направлению среднего ветра.

Направление и скорость среднего ветра определяют с учетом мощности взрыва. Размеры зон радиоактивного заражения в зависимости от вида и мощности взрыва, а также скорости среднего ветра определяют по справочникам. Оценка радиационной обстановки по данным прогноза в крупных штабах ГО также осуществляется с помощью официальных справочников.

Статьи по теме:

Возможные причины булимии.
Основные причины повышенного аппетита: органические; психогенные (психологические); социальные. Органические причины булимии: сахарный диабет. Повышенный аппетит нередко является симптомом нелеченного сахарного диабета, либо связан ...

Проблема личности в работах В.С. Мерлина
Не у каждого человека личность выражена достаточно ярко. Мы можем говорить о человеке как о личности в той степени, в какой он сумел выразить свои желания, идеи, чувства через конкретные достижения в науке, искусстве, т.е. через то, какой ...

Приемы вербального общения
Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести с ...