Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности

Психологическая информация » Понятие личности в психологии » Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности

Страница 1

В истории науки были перебраны практически все возможные формально – логические связи между понятиями психическое, социальное, биологическое.

Психическое развитие трактовалось как полностью спонтанный процесс, неза-

висимый ни от биологического, ни от социального; и как производный только от биологического, или только от социального развития, либо как результат их

параллельного действия на индивида или взаимодействия. В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как полностью детер-

менируемое своими внутренними законами. Вопрос о биологическом и социальном для этих концепций просто не существует: человеческому организ-

му здесь, в лучшем случае, отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности, внешнего по отношению к ней. В Биологизаторских концепциях

психическое развитие рассматривается как линейная функция развития организ

ма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием; все особенности пси-

хических процессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из

биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при

изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон (рекапитуляции), согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит; пытаются найти в психическом развитии индивида повторение ступеней эволюционного процесса в целом или

хотя бы основных этапов развития вида.

Видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и неодназнач

ность решения проблемы соотношения социального и биологического в личнос

ти. Его взгляды на эту проблему сводятся к следующим основным положениям.

Исследуя развитие индивида, психология, конечно не ограничивается анализом

только отдельных психических функций и состояний. Её прежде всего интере-

сует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соот-

ношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое – социальных наук, но и то и другое относит-

ся к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общест

ва. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность – его включённость в жизнь общества. Как уже отмечалось, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения о личности как социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не сущест

вует, а потому вне анализа отношений индивид – общество не может быть и понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живёт и развивается.

В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Межличностная аттракция.
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют по отношению друг к другу определенные отношения. ...

Причины влияющие на возникновение агрессии.
Усвоение агрессивного поведения На становление агрессивного поведения детей влияют следующие источники: 1. Семья, которая может демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. 2. Взаимодействие со сверстни ...

Благополучные и неблагополучные семейные пары.
«Все счастливые семьи счастливы одинаково…». Высказывание классика литературы Л.Н. Толстого наводит на размышление. Что выделяет «счастливую» семью, что для нее характерно? Что общего для всех благополучных семей? Специалистами (Левкович ...