В истории науки были перебраны практически все возможные формально – логические связи между понятиями психическое, социальное, биологическое.
Психическое развитие трактовалось как полностью спонтанный процесс, неза-
висимый ни от биологического, ни от социального; и как производный только от биологического, или только от социального развития, либо как результат их
параллельного действия на индивида или взаимодействия. В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как полностью детер-
менируемое своими внутренними законами. Вопрос о биологическом и социальном для этих концепций просто не существует: человеческому организ-
му здесь, в лучшем случае, отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности, внешнего по отношению к ней. В Биологизаторских концепциях
психическое развитие рассматривается как линейная функция развития организ
ма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием; все особенности пси-
хических процессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из
биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при
изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон (рекапитуляции), согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит; пытаются найти в психическом развитии индивида повторение ступеней эволюционного процесса в целом или
хотя бы основных этапов развития вида.
Видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и неодназнач
ность решения проблемы соотношения социального и биологического в личнос
ти. Его взгляды на эту проблему сводятся к следующим основным положениям.
Исследуя развитие индивида, психология, конечно не ограничивается анализом
только отдельных психических функций и состояний. Её прежде всего интере-
сует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соот-
ношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое – социальных наук, но и то и другое относит-
ся к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общест
ва. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность – его включённость в жизнь общества. Как уже отмечалось, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения о личности как социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не сущест
вует, а потому вне анализа отношений индивид – общество не может быть и понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живёт и развивается.
В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени.
Статьи по теме:
Бессознательные механизмы психики
Используя метод свободных ассоциаций Фрейд открывает важнейшие механизмы работы психики: вытеснение, регрессию, сопротивление, перенос, рационализацию, проекцию и другие. Позже, обратив внимание на разного рода «паранормальные» явления в ...
Что такое способности?
Способности — индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классифик ...
Уровень развития мотивов поведения детей 6-7 лет
Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного возраста. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины. Трехлетний малыш бросает курам крошки, ...
Актуальное