Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности

Психологическая информация » Понятие личности в психологии » Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности

Страница 1

В истории науки были перебраны практически все возможные формально – логические связи между понятиями психическое, социальное, биологическое.

Психическое развитие трактовалось как полностью спонтанный процесс, неза-

висимый ни от биологического, ни от социального; и как производный только от биологического, или только от социального развития, либо как результат их

параллельного действия на индивида или взаимодействия. В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как полностью детер-

менируемое своими внутренними законами. Вопрос о биологическом и социальном для этих концепций просто не существует: человеческому организ-

му здесь, в лучшем случае, отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности, внешнего по отношению к ней. В Биологизаторских концепциях

психическое развитие рассматривается как линейная функция развития организ

ма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием; все особенности пси-

хических процессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из

биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при

изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон (рекапитуляции), согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит; пытаются найти в психическом развитии индивида повторение ступеней эволюционного процесса в целом или

хотя бы основных этапов развития вида.

Видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и неодназнач

ность решения проблемы соотношения социального и биологического в личнос

ти. Его взгляды на эту проблему сводятся к следующим основным положениям.

Исследуя развитие индивида, психология, конечно не ограничивается анализом

только отдельных психических функций и состояний. Её прежде всего интере-

сует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соот-

ношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое – социальных наук, но и то и другое относит-

ся к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общест

ва. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность – его включённость в жизнь общества. Как уже отмечалось, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения о личности как социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не сущест

вует, а потому вне анализа отношений индивид – общество не может быть и понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живёт и развивается.

В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Средства труда и предметы труда
Средства труда или средства производства - это совокупность средств и предметов труда, используемых человеком в процессе производства материальных благ. Средства производства составляют вещественный фактор производительных сил; включая те ...

Понятие об ощущениях
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъек­тивно представленный в голове человека или неосознаваемый но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной ...

Классификация способностей
Классификаций способностей человека довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природн ...