Заключение

Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках

различных психологических теорий и школ (К.Юнг, Г.Олпорт, Э.Кречмер, К.Левин, Ж.Нюттек, Дж.Гилфорд, Г.Айзенк, А.Маслоу и других), то можно сказать, что личность традиционно понимается как «… синтез всех характерис-

тик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «… в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида».

Итак, можно сказать, что личность человека это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологичес-

кое образование, представляющее собой систему мотивационно – потребност-

ных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта.

Такое определение личности вполне соответствует её пониманию в частности в отечественной психологии, ориентировавшейся на марксизм (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович).

Во – первых личность является атрибутивной характеристикой каждого челове

ческого субъекта, но не самим этим субъектом.

И во – вторых, что личность является такой психологической характеристикой

субъекта, которая регулирует его отношения с объективной действительностью

Таким образом, личность это система мотивационных отношений, которую имеет субъект.

А также, во – первых быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле контакты с миром). Психологические исследования личности как субъекта витальности – это изучение биологических предпосылок поддержания человеком своих взаимоотношений с миром. Уровень личности как «авторствования» человека применительно к построению им собственной жизни может быть зафиксирован в термине индивидуум или индивидуальный субъект.

Во – вторых, быть личностью – это значит быть субъектом предметной деятельности. Последняя может быть раскрыта как производство человеком предметов духовной и материальной культуры и представлена в виде процессов

опредмечивания и распредмечивания человеческих «сущностных сил». (Г.С.Батищев, В.В.Давыдов, Э.В.Ильенков, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Трубников, Э.Г.Юдин).Психологические исследования личности как субъекта предметной деятельности посвящены: зависимости протекания психических процессов человека от того места, которое он им придаёт в организации собственной деятельности (А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, А.В.Запорожец, А.А.Смирнов, В.Я.Ляудис). Смысловой детерменированности психических процессов (Н.А.Леонтьев,С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе), «ценности» как фактора отношений субъекта с миром (Н.И.Непомнящая), «смысловой установки», шире – «смысловым образованием» (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Е.В.Суб-

ботский, А.У.Хараш, Д.А.Леонтьев), «активности образа мира» (С.Д.Смирнов),

общим механизмом саморегуляции как «особого контура» организации информационных процессов, регулирующих деятельность (О.А.Конопкин, Ю.А.Миславский, В.И.Степанский, и др.) В работах этого направления личность выступает в значении «деятель».

В – третьих, быть личностью – это быть субъектом деятельности общения. Необходимо различать собственно общение и коммуникацию.Общение же – это производство индивидами их общего (В.А.Петровский), что предполагает достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон (в отличие от коммуникации, которая может иметь чисто инструментальный характер. Психологические исследования личности как субъекта общения представлены работами в области символического интеракционизма (базирую-

щегося на работах Дж.Мида), трансактного анализа (Э.Берн и его школа), социальной перцепции(А.А.Бодалёв, Г.М.Андреева, А.У.Харош, и др.) социального влияния и власти (Картрайт, Танненбаум, Тибо, Келли и др.), деятельностного опосредования межличностных отношений (А.В.Петровский и его сотрудники), а также исследованиями диалогичности сознания (М.М.Бах-

тин, В.С.Библер, А.У.Хараш и др.) Строго говоря, быть личностью, как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной репрезен-тированности (отражённости) человека в жизни других людей.

А также следует отметить, что в принципе верная идея о том что «личностью не

рождаются», что личностью человек становится, «выделывается» послужила в отечественной психологии основанием для совершенно неверной, на наш взгляд, точки зрения, что не каждый человек – личность.

Статьи по теме:

Первичная терапия Янова
Артур Янов – aмериканский психолог, в конце 60-х годов сформулировавший основные положения “первичной терапии”, получившей развитие в деятельности Института первичной терапии в Лос-Анжелесе. В основе первичной терапии лежат положение о т ...

Путь сильных людей
Существует устойчивый общественный стереотип, рассматривающий ненасилие как социальную пассивность и психологическую трусость, отсутствие мужества. Это обвинение, если бы оно было верным, следовало бы считать окончательным и справедливым ...

Эрик Эриксон
Эрик Эриксон - представитель неопсихоанализа, его социологического направления. В своей эпигенетической концепции развития личности он попытался соединить и установить взаимосвязи между общественно-историческими условиями формирования лич ...