Общение как коммуникативная деятельность.

Психологическая информация » Предмет общения и средства общения » Общение как коммуникативная деятельность.

Страница 2

Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает прежде всего трактовку её как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т.д. Это происходит в трёх основных коммуникативных формах:

а) монологической (преобладают коммуникативные действия-высказывания личности как субъекта-организатора действий слушания других субъектов – участников общения);

б) диалогической (субъекты взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны);

в) политических (многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективно её реализовать).

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:

а) субъектом – инициатором общения;

б) субъектом, которому адресована инициатива;

в) нормами, по которым организуется общение;

г) целями, которые преследуют участники общения;

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения представляет собой цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:

1) Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;

2) Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.);

3) Ориентация в коммуникативной ситуации;

4) Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия;

5) Постановка коммуникативной задачи с учётом особенностей ситуации общения;

6) Выработка подхода к субъекту взаимодействия;

7) Пристройка к субъекту – партнёру по взаимодействию;

8) Привлечение субъектом – инициатором внимания субъекта-партнёра;

9) Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта – партнёра и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие;

10) Самонастройка субъекта – инициатора на эмоционально-психологическое состояние субъекта – партнёра;

11) Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона;

12) Коммуникативное воздействие субъекта – инициатора на субъекта-партнёра;

13) Оценка субъектом – инициатором реакции субъекта – партнёра на воздействие;

14) Стимулирование «ответного хода» субъекта – партнёра;

15) «ответный ход» субъекта – партнёра по общению. Из этих пятнадцати действий и слагается акт общения.

Итак, для возникновения акта общения нужна инициатива. Поэтому субъект общения, который берёт эту инициативу на себя, назван нами субъектом – инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, – субъектом – партнером.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Психология труда как область научного знания о человеке и его трудовой деятельности
Психология труда, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Психология труда начала формироваться на рубеже XIX-XX вв. в связи с ростом производственной сферы, появле ...

Толерантность
В повседневной жизни наилучшим средством психологической защиты школьников от фрустрации является воспитание толерантности как черты характера. Под толерантностью принято понимать терпеливость, выносливость, отсутствие тяжелых переживани ...

Верования толпы.
Верование - это нечто близкое к культурной парадигме, глобальной идеологии, то, что цементирует общество на любом его уровне. Поэтому взгляды толпы подразделяются на два вида - постоянные , т.е. удерживающиеся в течение многих столетий, ...