Механизмы взаимопонимания в общении обычно таковы:
1) Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;
2) Стереотипизация – это классификация форм поведения и интерпретация их причин путём отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, социальным стереотипам;
3) Рефлексия – это осмысление субъектом того, какими средствами, почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению;
4) Обратная связь – это получение адресатом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.
Воздействие, таким образом, слагается из органического единства трёх действий:
- словесного;
- оптико-кинетического;
- психотехнического.
Воздействие – это фактическое выражение коммуникативности общения. Интерактивность его обеспечивается пространственно-временными средствами общения:
дистанцией – расстоянием, причём физическим, между партнёрами по общению;
пристройкой – позицией, выражающей отношение одного партнёра к другому;
временем, местом и ситуацией – условиями общения, определяющими напряжённый или спокойный характер взаимодействия, комфорт или дискомфорт общения.
Общение представляет собой системное образование и может быть рассмотрено с этой позиции как взаимодействие равноправных субъектов.
В структуру взаимодействия входят: [5, c. 53].
а) субъекты взаимодействия;
б) взаимная связь;
в) взаимное воздействие друг на друга;
г) взаимные изменения субъектов общения.
Взаимодействие представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнёра, причём вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.
Взаимодействие складывается из действий. Каждое действие определяют:
- действующий субъект;
- объект действия или субъект, на который направлено воздействие;
- средства или орудия действия;
- метод действия или способ использования средств воздействия;
- реакция индивида, на которого воздействуют, или результат действия.
Взаимодействие – это процесс, который складывается из:
физического перемещения в пространстве,
совместного перемещения в пространстве,
совместного группового или массового действия,
духовного вербального контакта,
невербального информационного контакта.
Взаимодействие как процесс характеризуют:
совокупная, кооперативная деятельность,
информационная связь,
взаимовлияние,
взаимоотношения,
взаимопонимание.
Взаимодействия бывают разных типов:
- межличностные;
- личностно-групповые;
- личностно-массовые;
- межгрупповые;
- массово-групповые;
- планетарные или глобально-массовые.
Как диалектический процесс, общение представляет собой единство двух противоположных тенденций:
к сотрудничеству, к интеграции, с одной стороны,
и к борьбе, к дифференциации – с другой.
Социальные воздействия могут быть самыми разнообразными.
Вся гамма и оттенки отношений, многообразие их проявлений не могут быть исчерпаны представленной классификацией, как и не может быть представлено в кратком, почти конспективном изложении все многообразие подходов к определению сущности и содержания общения как взаимодействия социальных субъектов.
Важно подчеркнуть, что для общения как взаимодействия социальных субъектов с позиции диалогической методологии характерны следующие особенности:
1) Равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от социального статуса;
2) Равное признание активной коммуникативной роли друг друга;
3) Психологическая поддержка друг друга.
Называя эти три основные особенности, подчеркну ещё раз: субъект-личность, вступая в общение как систему социального взаимодействия, сохраняет при этом свою автономность и обеспечивает саморегуляцию своих коммуникативных действий.
Статьи по теме:
Развитие психики и
развитие личности. Проблема ведущей деятельности
Обращение к современной психологической литературе свидетельствует, что понятие личности, как справедливо отмечала Л.И. Божович, часто оказывается синонимом то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще.
Отсутствие общепр ...
Психологическая характеристика игр, в которые играют люди.
Люди играют в психологические игры как бридж, шашки, “монополия”. Для того чтобы играть, игроки должны знать правила игры. При этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж, в то время как остальные собираются играть в покер, ему ...
Внешние детерминанты агрессии.
Боль.
Исследователи обнаружили, что особи самых разных животных, подвергавшиеся болевому воздействию, проявляют друг к другу тем большую жестокость, чем сильней вызванные у них болевые ощущения.
«Психологическая боль» - это, конечно, ...
Разделы