Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.
Один из самых действенных приемов перцептивного общения — прием парадокса
, когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют «не заметить» шалость ребят, рассчитанную на возмущение преподавателя. Возникшая ситуация используется педагогом, чтобы нарушителей и дезорганизаторов показать в смешном свете. Применяя этот прием, очень важно не растеряться в трудный момент, не пойти на поводу у школьников, не закричать, а остроумно использовать создавшееся положение, противопоставив озорству или грубости иронию, а иногда и сарказм.
Практика знает немало случаев, когда, умело воздействуя этим приемом на учащихся, педагог добивался успехов в работе.
Когда учительница вошла в 3-й класс 537-й московской школы, стул ее оказался привязанным к столу. — Ах, какие молодцы, ребята! Сколько мы говорили о том, что надо беречь школьную мебель и сегодня вы не на словах, а наделе поступили правильно. Вот только мне сесть неудобно. С этой стороны отвяжите, пожалуйста, стул. Несколько мальчиков наперегонки бросились отвязывать стул.
Педагогический опыт, еще раз подтверждаемый приведенными примерами, говорит, что не следует резко и бестактно пресекать нарушения дисциплины, особенно попытки школьников разыграть учителя, посмеяться на уроке, пошалить., Нельзя становиться на одну ступеньку с нарушителями дисциплины, с «обидчиками» учителя, забывать о выдержке, достоинстве педагога. Окрики, постоянные одергивания вносят в работу раздражительный тон, изматывают и учителей, и учащихся.
Парадокс дает желаемый результат потому, что намеченная нарушителями программа действий потерпела крах. Выработать же новую некогда, да и желание пропадает. Дети отходчивы, и, смотришь, уже смеются над положением, в которое попали. У них развито критическое отношение к мыслям и поступкам других-людей. В первую очередь подвергается сомнению авторитет родителей, педагогов. Этому возрасту свойственна повышенная эмоциональность, частая и резкая смена настроений. Только что группа, затаив дыхание, ждала, как поведет себя педагог — и вот нарушители дисциплины сами стали объектом насмешек. А смех товарищей страшен для подростков, которые, как правило, боятся стать посмешищем, потерять доверие товарищей — без коллектива, без друзей жить в этом возрасте особенно трудно.
Прием эффективен и потому, что у молодых людей возрастает стремление к самоутверждению.
Близок к «парадоксу» прием незамеченного оскорбления.
Когда тот не обижается на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности — он «не понимает», что его хотели задеть, обидеть. Увидев, что первокурсники, смеясь, передают друг другу листок бумаги, директор одной из железнодорожных школ Московской железной дороги отобрал его и, обнаружив удачную карикатуру на себя, рассмеялся.
— Это рисовал настоящий художник, — сказал педагог, — давайте-ка наладим с его помощью выпуск стенной газеты.
Да, это большое искусство все видеть, все замечать, но не на все возмущенно реагировать. Иначе большая часть рабочего времени педагога уйдет на выявление виновников происшествий, разрешение конфликтов, наведение порядка.
Итак, умение вовремя сдержаться, заставить себя поступить достойно возрасту и званию педагога часто не только помогает успешно разрешить конфликт, но и способствует укреплению авторитета педагога, появлению чувства глубокой благодарности к нему.
К сожалению, в настоящее время деловая направленность большинства преподавателей значительно выше, чем их направленность на взаимоотношения с учащимися, особенно с «трудными». Сами же «трудные» учащиеся видят возможность улучшения отношений со своими преподавателями в проявлении последними большей терпимости и сдержанности. Мелочная же опека, строгий контроль, педантизм в отношениях с воспитанниками, лишение их минимальной свободы обостряют конфликты, провоцируют учащихся на грубость, прогулы, а иногда и уход из учебного заведения.
Статьи по теме:
Методология психологии
Ученые, изучающие поведение, в том числе и психологи, используют в своей деятельности постулаты о природных закономерностях Вселенной, аналогичные тем, что использовал Галилей. Отличаются только предмет изучаемого вопроса и техническое ос ...
Завершение конфликта с помощью третьей стороны
На уровне парного взаимодействия нет других форм разрешения конфликта, кроме указанных выше. Но взаимодействие конфликтующих сторон может быть перенесено на другой уровень, если привлечь к разрешению конфликта третью сторону - “Z”. Тогда ...
Сложности психического развития одаренных детей.
Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности.
Современные исследования показывают, что гармон ...
Актуальное