Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности

Психологическая информация » Принцип развития » Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности

Страница 2

В советский период возрастная и детская психология имела достаточно четко выраженную когнитивную ориентацию и конкретная проблематика развития психики затачивалась на оселке экспериментального исследования когнитивных процессов. Полученные при этом результаты, связанные с выявлением закономерностей развития перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов обеспечили психологии признание.

Итак, происходила невольная подмена понятий, а по существу - последовательное сведение развития личности к развитию психики, а развитие психики - к развитию перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.

Важно принять во внимание следующее. Детская психология не располагает никакими экспериментальными доказательствами того, что можно выделить один тип деятельности как ведущей для развития личности на каждом возрастном этапе - например, для дошкольного возраста или для трех школьных возрастов. Все это всегда было результатом умозрительных построений.

Обсуждая соотношение развития психики и личности мы исходим не только из того, что при единстве этих процессов они не являются тождественными. Хотя процесс развития психики является важнейшим компонентом (стороной, аспектом) развития личности человека, включенного в систему социальных отношений, развитие личности этим не исчерпывается.

Периодизация развития в онтогенезе - это прежде всего периодизация развития личности как более общей психологической категории.

Общий вывод, который, как минимум, мог бы быть сделан на основе изложенного: необходимо различать образующие единство, но не совпадающие процессы развития психики и личности в онтогенезе. Реальное, а не желаемое развитие личности обусловливается, как можно думать, не одной ведущей деятельностью, а, по меньшей мере, интегрированным типом активных взаимоотношений развивающейся личности и ее социального окружения. В многочисленных экспериментальных работах психологов они выступают и раскрываются именно в таком контексте.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций
Использование в профессиональном консультировании мето­дик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект. 1) В практике профессиональн ...

Понятие об ощущениях
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъек­тивно представленный в голове человека или неосознаваемый но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной ...

Предпосылки воспитательного процесса
Теперь раскроем более подробно указанные выше предпосылки духовного воспитания, составляющие основу жизни каждого человека. Они состоят из трех основ: знаний общества , способностей воспитуемого и механики передачи Знания . Первая предпо ...