Способности

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особеннос­ти личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знани­ям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспро­изведем одну из них, наиболее значимую:

1) Природные (или естественные) способности

в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их

базе, при наличии элементарного жизненно­го опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) Специфические человеческие способности,

имеющие об­щественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интел­лектуальные способности, в основе которых лежит пользование ре­чью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразде­ляются на:

Ø общие,

которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способнос­ти, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные,определяющие успехи человека в отдельных ви­дах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки

и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

Ø теоретические,

определяющие склонность человека к абст­рактно-логическому мышлению, и

практические,

лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

Ø учебные,

которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, форми­рования качеств личности, и

творческие,

связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, но­вых идей, открытий, изобретений.

Высшая степень творческих про­явлений личности называется гениальностью,

а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

Ø способности к общению, взаимодействию с людьми,а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и

Ø предметно-деятельностные способ­ности,

связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельно­сти и общения, обладает общей одаренностью,

то есть единством об­щих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуаль­ных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Статьи по теме:

Общая схема структуры математических способностей в школьном возрасте по В. А. Крутецкому.
Собранный В. А. Крутецким материал позволил ему выстроить общую схему структуры математических способностей в школьном возрасте. Получение математической информации. Способность к формализованному восприятию математического материала, с ...

Особенности общения подростков.
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выг ...

Анализ взглядов представителей субкультуры хакеров
Н аконец, остается обсудить мнение самих хакеров о себе. В работе "Мотивационные и личностные особенности хакеров" было показано, что сами хакеры определяют себя по-разному, хотя можно отметить несколько общих определений: хакер ...