Комплексная система профессиональной ориентации, адаптации и продвижения на предприятии

Психологическая информация » Проблема адаптации работника в трудовом коллективе » Комплексная система профессиональной ориентации, адаптации и продвижения на предприятии

Страница 1

Адаптация проходит быстрее и успешнее, если правильно выбрана профессия. Проблема выбора профессии молодежью представляет как теоретический, гак и практический интерес. С одной стороны, в ней отражаются стремления, намерения молодежи, с другой — конкретное осуществление этих намерений, реализация личных планов. Выбор профессии поддается управлению путем целенаправленного форми­рования личных намерений и интересов у молодежи с учетом соци­ально-экономических потребностей общества и приведением в соот­ветствие стремлений, личных планов молодежи с возможностями их реализации.

Определенной формой такой работы является профессиональный отбор. Профессиональный отбор — это процесс выявления с помощью научно обоснованных методов степени и возможности формирования медицинской, социальной и психофизиологической пригодности че­ловека для выполнения той или иной работы. Применительно к про­изводственному коллективу проблема профотбора состоит в определе­нии профессиональной пригодности как совокупности особенностей человека его способностей и наклонностей, обусловливающих эффективность определенного вида деятельности и удовлетворенность избранной профессией.

Не все люди в одинаковой степени способны освоить ту или иную профессию — одни очень быстро овладевают навыками и достигают профессионального совершенства, у других на это уходят годы. Не­редко в процессе затянувшегося обучения теряется интерес к избран­ной профессии и человек меняет свой вид деятельности. Назначение профотбора — уменьшить потери из-за неудовлетворенности выбран­ной профессией и отсутствия у работника необходимых способностей и наклонностей.

Профотбор осуществляется в два этапа:

На первом этапе на основе материалов наблюдения, опросов, тес­тирования рабочих процессов, бесед с руководителями, ведущими специалистами составляется профессиограмма. Профессиограмма — это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться рабочим, специалистом, при помощи каких орудий труда, в каких производственно-технических условиях. В нее входят и требования, которым должен отвечать исполнитель.

Профессиограмма включает: производственно-техническую, эконо­мическую, гигиеническую, медицинскую, социальную, педагогиче­скую и психофизиологическую характеристики.

На втором этапе изучают природные данные, наклонности, соци­альные, психологические и физиологические проявления поступаю­щего на предприятие молодого человека. И на их основе составляют карту личности, которая характеризует человека в социальном аспек­те (сознательность, мотивы профессиональной деятельности, профес­сиональные интересы, широта кругозора, удовлетворенность произ­водственной деятельностью), психологическом (черты характера, осо­бенности внимания и памяти, быстрота и производительность умственных процессов, эмоциональные особенности, проявление во­ли) и физиологическом (тип высшей нервной деятельности, особен­ности организации мозговых регуляторных систем). Для составления карты личности используют обычно два основных методов: сис­тему тестов (набор задач, в процессе решения которых опре­деляются психофизиологические особенности и качества человека — внимание, темперамент и т.д.) и личную беседу с поступающим на работу, анкетирование.

При составлении необходимых (профессиограмма) и наличных (карта личности) качеств выявляется профпритодность. Практика свидетельствует, что большинство молодых людей определяют свой жизненный путь самостоятельно под влиянием обстоятельств, не имеющих ничего общего с сознательной профессиональной ориента­цией. В результате у них часто возникают общая неудовлетворенность трудом, безразличие к его условиям и содержанию, частое желание сменить место работы и т.д. Для проведения профориентационной работы необходимы специально оформленные кабинеты, наглядные информационные материалы, специально подготовленные люди. Она должна проводиться в различных формах: экскурсии, уроки, лекции, беседы, конкурсы рабочих мест и профессий, встреча с разными людьми и тд. На предприятиях и организациях должна осуществлять­ся система должностного и профессионального продвижения в зави­симости от учебы работника, стажа его работы, приобретаемых про­фессиональных навыков, инициативности и заинтересованности в результатах качественного труда и т.д.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Методика чернильных пятен Г. Роршаха
Тест чернильных пятен — одна из наиболее популярных проективных методик — создан швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г. Есть сведения, что чернильные пятна использовались еще Леонардо да Винчи и Ботичелли для «возбуждения фан ...

Стадии переговоров
Переговоры как метод решения конфликтов представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон. Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенны ...

Супружеские взаимоотношения
Семья и брак, как малые социальные группы, объе­динены на основе взаимных интересов, потребностей, желаний, намерении. Взаимодействие и взаимоотноше­ния супругов вытекают из необходимости координиро­вать и согласовывать разнообразные мате ...