Виды межличностного общения

Страница 2

В качестве реальной альтернат­ивы та­кому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по обобщению. Диалог - это равноправное субъектное общение, и­меющее целью взаимное познание, самопознание и са­моразвитие партнеров по общению.

Диалог строиться на принципиально других началах, чем ­монологическое общение. Он возможен л­ишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений­.

1. Психологический настрой ­на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идет об общении по принципу ­здесь и сейчас­, с учетом тех чувст­в, желаний и физического состояния, которые партнеры испытывают в дан­ный момент.

2. Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

4. Содержанием общения долж­ны являться не п­рописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).

5. Персонификация общения - разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Несом­нен­но, реализация такого типа общения требует и соответствующей жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров.

В различных исследованиях выявлено несколько важнейших видов социальных мотивов (то есть, мотивов, с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1. Мотив максимизации общего выигрыша (иначе мотив кооперации).

2. Мотив максимизации собственного выигрыша (иначе, индивидуализм).

3. Мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция).

4. Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм).

5. Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

6. Мотив минимизации различий в выигрышах (равенство).

В рамки этой схемы могут быть в общем виде отнесены все возможные побуждения, детерминирующие социальное взаимодействие людей. Естественно, что характер социальной мотивации участников взаимодействия определяет и средства общения, и результат взаимодействия, и отношения между партнерами по общению. Важны­м является соотношение мотивов общения, имеющихся у участников взаи­модействия: если они совпадают или естественно взаимодополняют друг друга, можно прогнозировать большую успешность их контактов. Можно также выдели­ть те мотивы, которые с большой вероятностью будут приводить к “проигры­шным” с точки зрения успеш­ности общения стратегиям взаимодействия. К ним относится второй и пятый мотив, приводящие к игнорированию интересов партнера по общению, что в свою очередь активизирует вероятно, и защитные стратегии с его стороны.

В целом можно выделить стратегии взаимодействия, исходя из особенностей мотивации, определяющей выбор стратегии. Представим себе взаимодействие как процесс, разво­рачивающийся в следующей системе координат. По оси У расположены стратегии взаимодействия, ориентированные на достижение участниками собственных целей. По оси Х - стратегии, ориентированные на достижение целей партнера по общению.

Рис. 1

Соответственно по каждой шкале может быть выделена точка минимума и точка максимума (как крайние формы проявления той или иной ориентации). А в соответствии с исходной социальной мотивацией участников общения, можно обозначить пять основных стратегий их поведения в процессе взаимодействия:

· точка П соответствует мотиву максимизации собственного выигрыша и стратегии поведения, получившей название “­противодействие”. В данном случае индивид демонстрирует полную ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Постановка проблемы и история вопроса.
Вся история психологии – история становления теории мышления, творческого мышления в первую очередь. Но до сих пор остаётся не ясным, что следует, собственно, изучать в этом многофакторном феномене, который именуется творчеством. Долго ...

Социальная идентификация
В основе формирования этнического сознания и культуры в качестве регуляторов поведения человека лежат как врождённые, так и приобретаемые в процессе социализации факторы – культурные и социальные стереотипы, которые усваиваются с того мом ...

Уровень развития мышления
В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка: от решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с пом ...