Человеческое творчество и, в частности, творчество художественное рассматривается, прежде всего, не в аспекте создания чего-либо нового в соответствующей области культуры, а в аспекте самореализации человека-творца.
Способность к творчеству принципиально не выводима из освоения соответствующего вида деятельности или даже культуры в целом (хотя без такого освоения она не может актуализироваться, осуществиться на практике). Например, способность человека к музыкальному (математическому и т.д.) творчеству порождает и постоянно обновляет музыку (математику и т.д.), и уже поэтому не может возникать в результате освоения уже существующих форм этого вида деятельности.
К литературе религиозно- философского, мистического и аскетического содержания, хранящей опыт самопознания и самовоспитания выдающихся представителей разных эпох, народов и культур обратился А.А. Мелик-Пашаев. Он делает вывод, что существует не только эмпирическое Я повседневного самосознания, но и высшее Я, содержащее всю полноту возможностей, которые в перспективе может раскрыть человек, проходящий свой путь в условиях пространственно-временных ограничений и определённой социокультурной среды.
Идеальное Я в психологии и высшее Я духовного опыта – совершенно разные понятия. Идея высшего Я (не формулировка, а именно идея) носит универсальный характер. «Человек по сути своей творец и этим подобен Творцу», - св. Григорий Полама о творческом даре человека.
На что же направлен в первую очередь этот творческий дар? Процесс развития человека в определённом смысле можно назвать «сотворением себя»: более или менее полной реализацией высшего Я в самосознании и деятельности человека. Такое духовное сотворение себя в идеале представляется стержнем, или единой основой любых истинно творческих проявлений человека в конкретных областях деятельности, сферах культуры. Поэтому, в качестве одного из синонимов высшего Я было предложено выражение творческое Я человека.
Особую роль в актуализации и поддержании главной движущей силы развития – потребности реализовать собственное творческое Я – играет психологический феномен, который А.А. Мелик-Пашаев образно назвал «встречами с собой» - более или менее осознанные «прорывы» высшего Я в повседневное сознание и мироощущение человека, дающие ему предвидение своих истинных возможностей, а иногда и пути своего будущего творчества.
Способности к творчеству – это не совокупность отдельных качеств, каждое из которых само по себе является некоей способностью. Наоборот: отдельные способности, которые можно и нужно различать в психологическом облике учёного, художника и т.д., проявляются свойственным ему целостным отношением к миру, причём именно благодаря этому они и становятся способностями к творчеству.
Таким образом, способности выступают не как особая «часть» психики, а как особое её «состояние», в конечном итоге, возможно, как «вся» психика, мобилизованная и изменённая тем специфическим отношением к миру и к самому себе, которое определяет сферу творческой самореализации человека.
Важно понять суть и условия тех трансформаций, которые претерпевает то или иное, а может быть любое качество психики, преобразуясь в творческую способность.
Какое же особое, целостное отношение к жизни создаёт основу самореализации творческого Я именно в области искусства?
А.А. Мелик-Пашаев совместно с З.Н. Новлянской проводил исследование этой проблемы, в ходе которого появилась характеристика «эстетическая позиция» или «эстетическое отношение» (ЭО) к действительности. Его можно описать как такое отношение, при котором те или иные важные впечатления и переживания не разрешаются в самой жизни (в поступках, эмоциональных реакциях и т.д.), а требуют создания особой действительности – художественных произведений.
Осознанное переживание единства с предметом и с миром в целом является абсолютно необходимым условием зарождения и воплощения художественных замыслов, т.е. именно ЭО делает человека способным к художественному творчеству.
Стремясь к расширению эстетического опыта и реализуя его в произведениях, человек утверждает не только реальность и ценность открывающейся ему картины мира, но и собственного творческого Я, которому доступна и соразмерна эта картина мира. Мотивирующая сила ЭО заключается в том, что художественное творчество действительно может стать путём самопознания и самореализации.
Статьи по теме:
Нарушение операциональной стороны мышления.
Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности выступает практически как усвоение и использование знаний. Это усвоение происходит не в виде простого накопления фактов, а в виде процесса синтезирования, обобщения и отв ...
Архетип коллективного бессознательного.
Как известно, глубинная психология есть общее название для обозначения психологических явлений, выдвигающих среди прочего идею о независимости психики от сознания и стремления обосновать фактическое существование этой независимой от созна ...
Природа проективных методик
Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т, е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыгра ...
Актуальное