Семейная структура.

Страница 1

Процесс социолизации обеспечивают не только родители, но и сиблинги. В психологически разных условиях оказываются и несколько по-разному должны воспитываться дети, родившиеся первыми и следующими в семье. Установлено, например, что со свом первенцем родители оращаются иначе, чем с детьми, которые рождаются позднее. С появлением второго ребенка привелегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.

Братья и сестры по-разному влияют на воспитание мальчиков и девочек. Мальчики, у которых есть старшие братья, проявляют больше чисто мужских черт и интересов, чем девочки, имеющие старших сестер, обнаруживаю у себя женские интересы и черты. Девочки, у которых есть старшие братья, нередко оказываются более чистолюбивыми и агрессивными, чем те, у кого братьев нет. Они также обладают многими мужскими чертами характера, имеют более развитые интеллектуальные способности, чем девочки, которых воспитывали только старшие сестры.

Дети во взаимодействии со своими братьями и сестрами проводят столько же времени, сколько и с матерью. Дети 4-6 лет проводят в компании своих братьев и сестер в два раза больше времени, чем с родителями. Хотя во взаимоотношениях между сиблингами проявляется соперничество или агрессия, маленькие братья и сестры много играют вместе, сотрудничая в игре; проявляя участие, ппонимание и привязанность; подражая друг другу; пытаясь помогать друг другу и утешать. Таким образом, можно предположить, что дети оказывают существенное влияние на развитие друг друга.

Во взаимоотношения сиблингов, старшие стремятся доминировать, часто даже с применением физической силы. Однако младший сиблинг не занимает абсолютно подчиненную роль. С возрастом они становятся равноправными партнерами. Очевидно, что взаимодействие со старшими детьми стимулирует интеллектуальное и социальное развитие. Старший сиблинг, по отношению к младшему может выполнять роль учителя и наставляя своих младших братьев и сестер, присматривает за ними, видоизменяя свои собственные указания с тем, чтобы помочь младшему ребенку.

Результаты логнитюдных исследований свидетельствуют о том, что тип взаимодействия между сиблингами довольно устойчив. Дети, дружески расположеные к своим недавно появившимся на свет братьям и сестрам, были расположены к ним и 3-4 года спустя.

Особенности раннего взаимодействия между сиблингами могут отражатся на дальнейшем поведении ребенка. Близкие, теплые отношения способствуют развитию желательных черт и усвоению желательных форм поведения, вкючая ролевое поведение, навыки общения, социальную сензитивность, склонность к сотрудничеству и понимание социальных норм и ролей. Еще одно приемущество сиблингов – то, они утешают друг друга в период неудачь и в трудных ситуациях, такие как болезнь матери, проблемы в школе и т.п. Иногда после развода наблюдается нарастание конфликта, однако характер дальнейших отношений зависит от такового до развода. Если сиблинги были близки, то и после развода родителей они будут поддерживать друг друга

Наиболее частой причиной того, что ребенок живет с одним родителем, является развод. В большинстве случаев разводу предшествует, а также следует за ним, определенное повышение уровня конфликтности отношений. Подобные трения являются ключевым элементом негативного эффекта развода.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Экстравертные рациональные типы
К экстравертным рациональным типам относятся экстравертное мышление и экстравертное чувство. Они характеризуются тем, что их жизнь подчинена разумному суждению со стороны сознания и, в меньшей степени, зависит от бессознательной неразумно ...

Фрустрация
Фрустрация – «психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели» [11; 381]. Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности, уходом от трудной ситуации (в том ...

Теория человеческой мотивации А. Г. Маслоу
Еще одно направление исследований личности известно как «третья сила», наряду с психоаналитической теорией и бихевиоризмом, и называется «Теория роста» или (в отечественной психологии) это направление получило название «гуманистическая пс ...