Свой нейрофизиологический анализ тревожности Гельгорн основывает на представлении о том, что при нормальном функционировании антагонистических эрго - и трофотропических систем между ними существует реципрокное и уравновешенное взаимодействие, т.е. нарастание эрготропической активности сопровождается снижением активности трофотропической и наоборот. Тревожность же является результатом одновременной высокой активности эрго - и трофотропических систем, а также следствием нарушения реципрокности между двумя системами. Доминирует при этом обычно эрготоропическая система. Одновременное (конкурирующее) функционирование двух систем предъявляет при этом конфликтные требования к организму. Гельгорн выделяет различные «паттерны тревоги». Во-первых, это возбудимая форма, характеризующаяся беспокойством, гиперактивностью, симпатическими реакциями и преобладанием эготропической системы. Возможно это синдром страха-гнева. Во-вторых, тормозная форма, характеризующаяся гипоактивностью, парасимпатическими реакциями и доминированием трофотропической системы. Возможно это синдром страха-страдания.
Ряд исследований со шкалой дифференциальных эмоций показал, что тревожность может быть разбита на некоторое число относительно независимых аффективных факторов (Izard 1972).
Первое исследование заключалось в факторном анализ ШДЭ в сочетании с пунктами опросника на уровень тревожности (STAI). Составная методика (ШДЭ+Т) была представлена 339 студентам колледжа, в которым дана, была инструкция заполнит шкалу, вспоминая ситуацию, когда они испытывали тревожность. Факторный анализ данных этого исследования показал, что тревожность как она определяется STAI , в действительности является комплексом аффективных факторов. Большинство пунктов STAI вошли в фактор страха сочетающий компоненты страха и страданий из ШДЭ. Таким образом факторный анализ показал что широко используемая шкала тревожности является на самом деле многофакторным инструментом представляющим отдельные эмоции которые с предположение теории джифферинциальных эмоций входят в синдром тревожности
Данный рисунок отображает профили средних показателей по ШДЭ для высоко и низко встревоженных испытуемых в реальных и воображаемых условиях вызывающих тревожность.
Статьи по теме:
Приемы вербального общения
Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести с ...
Механизмы поведения как характеристики функциональных систем
Свойства нервной системы и темперамента с трудом выделяются “чистом виде” даже в специально организованном эксперименте, если вообще возможно такое выделение. Реальные поведение и индивидуальность потому и поддаются с трудом прогнозу, чт ...
Особенности общения подростков.
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выг ...
Разделы