Нейрофизиология тревожности.

Свой нейрофизиологический анализ тревожности Гельгорн основывает на представлении о том, что при нормальном функционировании антагонистических эрго - и трофотропических систем между ними существует реципрокное и уравновешенное взаимодействие, т.е. нарастание эрготропической активности сопровождается снижением активности трофотропической и наоборот. Тревожность же является результатом одновременной высокой активности эрго - и трофотропических систем, а также следствием нарушения реципрокности между двумя системами. Доминирует при этом обычно эрготоропическая система. Одновременное (конкурирующее) функционирование двух систем предъявляет при этом конфликтные требования к организму. Гельгорн выделяет различные «паттерны тревоги». Во-первых, это возбудимая форма, характеризующаяся беспокойством, гиперактивностью, симпатическими реакциями и преобладанием эготропической системы. Возможно это синдром страха-гнева. Во-вторых, тормозная форма, характеризующаяся гипоактивностью, парасимпатическими реакциями и доминированием трофотропической системы. Возможно это синдром страха-страдания.

Ряд исследований со шкалой дифференциальных эмоций показал, что тревожность может быть разбита на некоторое число относительно независимых аффективных факторов (Izard 1972).

Первое исследование заключалось в факторном анализ ШДЭ в сочетании с пунктами опросника на уровень тревожности (STAI). Составная методика (ШДЭ+Т) была представлена 339 студентам колледжа, в которым дана, была инструкция заполнит шкалу, вспоминая ситуацию, когда они испытывали тревожность. Факторный анализ данных этого исследования показал, что тревожность как она определяется STAI , в действительности является комплексом аффективных факторов. Большинство пунктов STAI вошли в фактор страха сочетающий компоненты страха и страданий из ШДЭ. Таким образом факторный анализ показал что широко используемая шкала тревожности является на самом деле многофакторным инструментом представляющим отдельные эмоции которые с предположение теории джифферинциальных эмоций входят в синдром тревожности

Данный рисунок отображает профили средних показателей по ШДЭ для высоко и низко встревоженных испытуемых в реальных и воображаемых условиях вызывающих тревожность.

Статьи по теме:

Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни
Интеллект подвержен изменению: в течение жизни способность к решению задач изменяется неравномерно. Большинство исследователей сходится на том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причем наибо ...

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенн ...

Биографические характеристики.
1.Возраст руководителя. Проблема возрастного предела для управленческих работников высокого ранга, а также вопросы возрастного оптимум для менеджеров в тех или иных видах профессиональной деятельности существуют достаточно давно. Так, про ...