Фрейдизм. Позиция Эриха Фрома.

Психологическая информация » Психоанализ и религия » Фрейдизм. Позиция Эриха Фрома.

С течением времени учение психоанализа развивалось. Где-то в конце 30-х годов возник неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Ярчайшим представителем неофрейдизма стал ученик Фрейда Эрих Фром (1900-1980). Рассмотрим основные различия взглядов учителя и ученика.

Фром считает, что фактически не было такой культуры, и, видимо, никогда не будет, в которой не существовало бы религии в широком смысле этого слова. Потому что потребность в смысле и служении коренится глубоко в условиях человеческого существования.

Самосознание, разум и воображение нарушили гармонию животного существования. Человек - часть природы, он подчинен физическим законам и не способен изменить их; и все же он выходит за пределы природы. Он отделен , будучи частью ; он бездомен, но все же прикован к дому; он предвидит конец - смерть. Он сознает свою беспомощность и ограниченность собственного существования.

Разум - благословление человека и его несчастье; он принуждеат его все время решать неразрешимую задачу. Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой.

Эта дисгармония человеческого существования порождает настоятельную нужду в восстановлении единства и равновесия между ним и остальной природой. Преданность цели, идее или силе, превосходящей человека - такой, как Бог - является выражением этой потребности.

По мнению Фромма, нет такого человека, в котором не было бы религиозной потребности - потребности в системе ориентации и объекте для служения. Вопрос лишь в том, какого рода эта религия: или она способствует человеческому развитию, или, наоборот, его парализует.

Мощной коллектовной формой современного идолопоклонства выступает поклонение силе, успеху и власти рынка. Кроме этих коллективных форм, есть и еще кое-что, в каждом человеке свое: культ предков, тотемизм, фетишизм, культ чистоты и т.д. Многие из них называют неврозами.

По мнению Фрома, есть одно важное отличие религиозного культа от невроза, ставящее его значительно выше последнего. Оно касается получаемого от ритуала удовлетворения.

Как мы видим, исходя из одних и тех же предпосылок разные люди совершенно по разному делают выводы. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд не считает целесообразным поддерживать в людях религиозные представления, но смиряется с мыслью, что быстро и полностью их отринуть практически невозможно. Его последователь Эрих Фром считает что общество невозможно без религиозных и признает возможность получения удовольствия от религиозного служения. Епископ Иоанн Сан-Францисский видит в учении психоанализа обоснование для своего вероучения. Это связано с тем, что психоанализ Фрейда содержал в себе множество явных и скрытых противоречий, методологически неверных установок и научно необоснованных утверждений, граничащих с мифологическим вымыслом, иллюзорностью и утопизмом.

Статьи по теме:

Строение деятельности
Основное, внешнее отличие высших форм жизни от низших, живой материи от неживой, заключается в активности и подвижности. Жизнь, во всех своих формах связана с движением, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более ...

Общая характеристика методов психодиагностики.
Слово «психодиагностика» имеет в психологии два основных значения. Одно из них соотносит данное слово с названием соответствующей области научных психологических знаний и исследований, а другое указывает на специфическую область практичес ...

Состояние Я родителя
Одни люди считают, что хорошими родителями быть легко. Другие - что тяжело. Большинство же испытывает при воспитании детей и взлеты, и падения. Одни родители получают радость от детей, другие обижаются на них, третьи не способны справитьс ...