Психоаналитические типологические модели

Психологическая информация » Психодинамическая теория личности » Психоаналитические типологические модели

В завершение рассмотрю типологическую модель А. Лоуэна. По мнению Лоуэна, личность и характер отражаются в физическом строении, а неврозы проявляются в телесном облике, в строении тела и движениях. Предпосылкой созданного Лоуэном биоэнергетического анализа является положение о том, что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию эмоционального состояния. Система психотерапии, предложенная Лоуэном, способствует освобождению тела от напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения.

Лоуэн выделил пять типов человеческого характера, основываясь на тех физических и психологических проявлениях, которые можно заметить, если человек принимает защитную (в психологическом смысле) позицию.

Для “шизоидного” типа характера характерна слабая связь мысли с чувствами; их энергия блокирована в центре тела; они испытывают затруднения в спонтанных действиях, имеют пониженную самооценку, не чувствуют связи с телом.

Люди с “оральным” характером нуждаются в поддержке от окружающих; они нетвердо стоят на ногах в прямом и переносном смыслах; склонны к депрессии.

“Психопатический” характер даёт владельцу стремление доминировать и озабоченность социальным имиджем; энергетический потенциал у них смещён к голове; они часто испытывают беспокойство из-за стремления сохранять контроль над людьми и обстановкой.

Человек с “мазохистским” характером – вечный страдалец, неспособный к активным действиям при решении проблем. Они энергетически заряжены, но стремятся сдерживать чувства. Тело их пребывает в постоянном напряжении.

Наконец, “ригидный” характер свойственен людям с большими амбициями и реалистичным взглядом на мир. Для них характерен контроль над собственным поведением; в качестве самозащиты они используют высокомерие; им сложно раскрепоститься и отдаться удовольствиям. Для их эмоций характерны свобода возникновения и ограниченность выражения.

Разработанная Зигмундом Фрейдом теория личности шокировала представления своего времени, так как представила человека не как homo sapiens, который осознаёт свое поведение, а как существо, находящееся в конфликте, корни которого лежат в сфере бессознательного. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием.

Психоаналитическая теория Фрейда служит примером психодинамического подхода. Динамика здесь означает то, что поведение человека детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека. Психодинамическая теория личности Фрейда является основой дальнейших практик – например, психоанализа.

Топографическая модель уровней сознания

Сначала я рассмотрю взгляды Фрейда на организацию психики, т.н. “топографическую модель”. Согласно этой модели, в психике выделется три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. Сознание вмещает в себя малый процент всей информации, хранящейся в мозге, которая быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы.

Область предсознательного, область “доступной памяти”, включает в себя опыт, который не является востребованным прямо сейчас, но который способен вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.

Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоций и воспоминаний, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.

Статьи по теме:

Общий интеллект и успеваемость
Пока еще никому не удалось выделить обучаемость как специфическую об­щую способность, отличную от общего интеллекта. Поэтому интеллект рассмат­ривается как способность, лежащая в основе обучаемости, но не являющаяся су­щественным фактором ...

Основные виды конфликтов.
По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться в В.И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за ...

Психология управления и её предмет изучения
Управление насквозь пронизано психологическим содержанием, т.к. главным действующим лицом его является человек со своими способностями, интеллектом, мотивацией, личностными и другими особенностями. Как сложное системное образование, управ ...