Структура личности

Страница 3

Психосексуальные стадии развития личности

Одна из предпосылок психодинамической теории состоит в том, что человек рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. Психосексуальное развитие происходит в неизменном порядке и присуще всем людям вне зависимости от культуры.

Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях: оральной, анальной, фаллической и генитальной. При рассмотрении этих стадий надо учитывать еще несколько факторов, введенных Фрейдом: фрустрация, сверхзаботливость, регрессия и фиксация. В случае фрустации психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями, что в зрелые годы может привести к “остаточному” поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустрация или регрессия. Регрессия – это возврат в наиболее раннюю стадию и проявление ребяческого поведения, характерного для этого периода. Наконец, фиксацией называется задержка или остановка развития на определенной стадии.

Теперь я рассмотрю стадии психосексуального развития подробнее.

Оральная стадия длится от рождения примерно до 18 месяцев. В этот период ребёнок полностью зависим от родителей, и область рта связана с сосредоточением приятных ощущений и удовлетворением биологических потребностей. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Фрейдом определены два типа личности при фиксации на этой стадии: орально-пассивный и орально-агрессивный. Орально-пассивный весел и оптимистичен, ожидает “материнского” отношения к себе, характеризуется доверчивостью, пассивностью, незрелостью и чрезмерной зависимостью. Орально-агрессивный выражается в таких чертах как любовь к спорам, пессимизм, циничное отношение. Этому типу свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения своих нужд.

Анальная стадия начинается в возрасте 18-ти месяцев, продолжаясь до третьего года жизни. В течение периода дети получают значительное удовольствие от задерживания выталкивания фекалий. В этой стадии приучения к туалету ребенок учится разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии. В результате фрустации в этот период возможно формирование анально-удеживающего типа личности (во взрослом возрасте он чрезвычайно скуп, методичен, пунктуален и упрям). Второй результат этой анальной фиксации – анально-выталкивающий тип (склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и временами жестокость).

Между тремя и шестью годами интересы, обусловленные либидо, смещаются в зону гениталий. На протяжении фаллической фазы психосексуального развития дети могут исследовать половые органы, мастурбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с рождением и половыми отношениями. По предположению Фрейда, дети имеют смутное представление о сексуальных отношениях и понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери. Доминирующий конфликт этой стадии у мальчиков называется эдиповым комплексом, и аналогичный у девочек – комплексом Электры. Суть этих комплексов заключена в неосознанном желании каждого ребенка обладать родителем противоположенного пола и устранении родителя одного с ним пола.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Понятие памяти. Теории памяти.
Память – одна из самых популярных психических особенностей человека. Древние греки считали богиню памяти матерью девяти муз, которые покровительствовали всем неизвестным в то время наукам и искусствам. Имя этой богини дало название памя ...

Нейропсихологические методы изучения эмоционально-личностных нарушений.
Нарушения эмоций в клинике локальных поражений головного мозга известны с давних пор. Описания эмоциональных нарушений можно найти среди публикаций, посвященных особенностям психики больных с поражением лобных долей мозга. Этого вопроса к ...

Классификация чувств
Высшие социальные чувства отражают высшие социальные потребности. Эти потребности подвержены сравнительно быстрым изменениям в ходе исторического развития; они не одинаковы у людей, воспитанных в различных общественных формациях, в раз ...