Социально – психологическое содержание понятия «конфликт», и его классификация.

Психологическая информация » Психологические аспекты организационного конфликта » Социально – психологическое содержание понятия «конфликт», и его классификация.

Страница 4

1. Конфликт — это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нор­мального человеческого взаимодействия. Хотя конфликт, возможно, и не луч­шая форма человеческого взаимодействия, мы должны перестать воспринимать его как какую-то патологию или аномалию. Конфликт — это нормально.

2. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого. При опреде­ленных условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого. Конфликт не следует воспринимать как однозначно деструктивное явление и так же одно­значно оценивать. Современное понимание конфликтов предполагает, что конфликт — это необязательно плохо.

3. Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: «Про­дуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию» (Goddard, 1986, р. 8).

Конфликт —►изменение —► адаптация—►выживание.

Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнем относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займем более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, что они пре­дотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конф­ликт — это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реак­ции.

В китайском языке иероглиф «кризис», «конфликт» образован сочетанием двух иероглифов. Один из них означает «риск», «опасность», а другой — «благоприятная возможность». В конфликте, бесспорно, есть риск разруше­ния отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благо­приятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивно­го преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей. В кон­фликте потенциально заложено мощное конструктивное начало, а значит конфликт — это может быть хорошо.

4. Конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы или элиминированы, а конструктивные возможности усилены.

Это означает, что конфликт — это то, с чем можно работать. И в наше вре­мя работа с конфликтом осознается как общий социальный и личный интерес.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда.
Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа - один из первых психологов, обративший внимание на проблему изучения детства. Изначально психоанализ развивался как метод лечения - исключительно практическое направление, но вскоре он стал богатым ...

Родители и дети.
Социальные проблемы третьего порядка - это проблемы, затрагивающие ближайшее окружение ребенка-инвалида и, прежде всего его семью. Трудности семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, существенно отличаются от тех забот, которые волну ...

Долголетие и долгожители
Основная проблема геронтологии была сформулированна еще в тридцатые годы XX века академиком А.А. Богомольцем – это изучение старения организма с целью профилактики его преждевременного старческого увядания. Российские ученые установили, ...