Сознание и бессознательное

Прежде чем приступить непосредственно к обсуждению психологических типов, мне кажется, необходимо показать, как Юнг рассматривал психическую субстанцию в целом.

Под психической субстанцией (Psyche) Юнг понимает не только то, что мы обычно зовет душой, но и совокупность всех психических процессов - как сознательных, так и бессознательных, т.е. психическая субстанция - это нечто более обширное и развернутое, чем душа. Психическая субстанция состоит из двух взаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг другу областей: сознания и бессознательного. Наше «Я», по мнению Юнга, принимает участие в обеих областях и условно его можно определить в центре круга.

Если попытаться определить соотношение этих двух областей, то сознание будет составлять лишь очень малую часть нашей психической субстанции. На рисунке черной точкой в центре отмечено наше «Я»; окруженное сознанием, оно представляет собой ту часть психической субстанции, которая ориентируется прежде всего, на адаптацию к внешнему миру.

«Говоря «Я», я имею в виду комплекс

представлений, составляющий центр

моего поля сознания и в очень

высокой мере наделенный свойствами

непрерывности и самоотверженности».

Следующий круг - область сознания,

окруженная бессознательным, которая

способно одновременно

удерживать лишь незначительный объем. 1. Я

Содержание бессознательной сферы 2. сфера сознания

включает те элементы содержимого нашей 3. сфера личного

психики, которые мы так или иначе вытесняем бессознательного

(но может в любой момент возвратиться на 4. сфера коллектив-

уровень сознания), поскольку они по разным ного бессознатель-

причинам неприятны - «все то, что забыто, ного.

подавлено, что воспринимается, мыслится и

ощущается лишь «под пороговым образом». Юнг называл эту область личностным бессознательным и отличает ее от коллективного бессознательного.

Коллективная часть бессознательного (самый большой круг на рисунке) не включает те элементы, которые приобретаются индивидом в течение его жизни и специфичны для его «Я»; содержимое коллективного бессознательного включает в себя «унаследованные нами функциональные возможности психической субстанции». Это наследие является общим для всех людей и составляет основу психической субстанции любого человека

Статьи по теме:

Обучение одаренных детей
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Обучение таких детей до ...

Заключение.
Проблема математических способностей в психологии представляет обширное поле действия для исследователя. В силу противоречий между различными течениями в психологии, а также внутри самих течений, пока не может быть и речи о точном и строг ...

Характеристика эмоций
а) Характеристика эмоции интереса Интерес — позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формирова­нии и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес — ...