Подросток в группе сверстников

Страница 2

Для подростков существует вероятность связаться с плохой компанией и перейти в разряд малолетних правонарушителей. Агрессивность, жестокость, повышенная тревожность принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими. Принадлежность к компании не только сталкивает отдельных подростка с определенными ожиданиями, но и ставит его перед необходимостью предъявления доказательств своего соответствия и самоконтроля. Повинуясь законам группы, порой столь же иррациональным, сколь и неотвратимым, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного "Я" с группой. В работе Ю.В. Гущина были получены любопытные результаты. Дело в том, уровень агрессивности в выборке подростков – правонарушителей не больше, чем в выборке социально адаптированных подростков и агрессивность в данном случае не является обязательным свойством подростка – правонарушителя.

Способы общения друг с другом у подростков, т.е. их групповая культура, связанны с переходом в мир взрослых. Взрослые снова и снова оценивает многообразие форм проявления таких культур с точки зрения их тесного соответствия моральным соответствиям и целям общества. Но две темы при этом всегда выносятся за скобки: во-первых, все связанное с сексуальностью, во-вторых, связанных с насилием. Агрессия и насилие остаются прерогативой родителей (насилие в воспитательных целях) и государства (государственное насилие), поэтому они как бы автоматически становятся первым пробным камнем для аниткультуры.

Но если у подростка присутствует такая личностная черта как агрессивность, то его стратегии поведения можно дать следующую характеристику (Л.А.Регуш):

- Такие подростки активно стремятся защищать свои позиции и интересы, проявляют эмоциональность и агрессивность в общении, ведут себя импульсивно.

- Для них характерно эмоциональное принятие себя, недостаточная самокритичность и некоторое самодовольство при оценке собственных поступков, отсутствие тенденции к переосмыслению собственных качеств, невыраженность установки на само изменение.

- Характерна целостность и установленность образа «Я», удовлетворенность им, что определяет эгоизм, стремление к самодостаточности, лидерству, без боязни вызвать чувство отчуждения.

- Отношения в семье и со школьными учителями расценивается этими ребятами как основные сферы конфликтов.

- Агрессивность, свойственная им при защите своих интересов, провоцирует эскалацию конфликта и мешает конструктивному решению проблемы.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Анализ исследований в области психологических последствий информатизации
В области изучения психологических последствий применения информационных технологий накоплен достаточно обширный материал. Такие исследования проводились в рамках изучения учебной, профессиональной деятельности. Предметом исследования явл ...

Ценностный конфликт.
По отношению к конфликтам, развитие которых побуждается потребностями и интересами, ценностный конфликт имеет более определенно выраженный идеологический характер. Здесь сталкиваются различные, а точнее говоря, противоположные интерпрет ...

Воспитание человека обществом.
В фундаменте жизни покоятся чувство и мысль, ценность и мотив. За ними должно следовать деяние. Осознанные и неосознаваемые потребности, волнения и ожидания отдельного человека, сообразные его природе – то, что создает историю. Из них раз ...