Меха­низмы сплочения коллектива.

Страница 2

В поощрении хорошей работы, поведения, в нака­зании отрицательных поступков заложена психологи­ческая сущность воспитания и стимулирования трудя­щихся. Эти средства воздействия позволяют удержи­вать личность в рамках определенных моральных требований общества и выработанных государством законов. Однако предпочтение в воспитательной ра­боте должно отдаваться поощрениям. Наказание же следует рассматривать как крайнюю меру воспита­тельного воздействия, и его нужно уметь очень осто­рожно применять. Постоянный страх человека, что он может быть наказан за то или другое неправильное действие, за допущенную ошибку при проявлении инициативы, порождает рутинеров и перестраховщи­ков.

Говоря о психологических аспектах воспитатель­ной и стимулирующей деятельности руководителя, не­обходимо помнить, что ни один из приемов, будь то убеждение или порицание, поощрение или наказание, используемый в отдельности, не принесет положи­тельного эффекта. Итак, чтобы трудовая активность к дисциплине стали выше, руководитель должен уметь пользоваться всем арсеналом стимулирующих и вос­питательных воздействий.

Коллектив — это не простая арифметическая сум­ма индивидов, а качественно новая категория. На людей, составляющих коллектив, действуют опреде­ленные социально-психологические закономерности. Без знания этих закономерностей руководителю труд­но управлять людьми, вести воспитательную работу, мобилизовать работающих на выполнение и перевы­полнение планов. Вот почему каждый руководитель должен знать социально-психологическую структуру коллектива и социально-психологические закономер­ности, которые действуют в группах людей.

Психологический механизм оценки личности сос­тоит в том, что похвала руководителя повышает авто­ритет работника и тем самым влияет на отношение к нему членов коллектива. Давая оценку подчиненно­му, необходимо стремиться к тому, чтобы он чувство­вал, что руководитель и коллектив замечают и одоб­ряют его личные достоинства, успехи в работе и обще­ственной деятельности. В результате человек стремится стать еще лучше, добиться более высоких показате­лей в работе. В этом естественном стремлении, в нрав­ственных усилиях, поощряемых руководителем и кол­лективом, а также в чувстве самоуважения и кроется весь секрет положительной оценки в воспитательном процессе и активизации личности.

Важно не только то, чтобы руководитель на ра­боте не выглядел мрачным, хмурым; важно также и то, чтобы каждый человек приходил на работу в бодром, а не угнетенном состоянии и чтобы хоро­шее настроение у него сохранялось постоянно. Это во многом зависит от того, какой морально-психологи­ческий климат создан в коллективе.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Процесс развития конфликта.
В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По разному складывается и продолжительность стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же. Предконфликтная ситуация (лате ...

Косвенная реклама в СМИ.
Косвенную политическую рекламу в СМИ часто называют PR-кампанией. Термином PR (public relations – общественные связи) в бизнесе обозначают рекламу фирм, призванную сформировать их положительный образ у потребителя и тем самым содействоват ...

Уровни общения
Как было рассмотрено выше, уровни общения являются отражением степени осознанности, что являет одну из форм проявления сознания. Сами уровни общения отражают целостное мировоззрение на окружающий мир, так как общение сопровождает каждого ...