Основные отрасли психологии

Страница 1

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развива­ющиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время систе­ма психологических наук продолжает активно развиваться (каж­дые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), пра­вильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или ба­зовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельно­стью занимаются. Эти области призваны давать знания, одина­ково необходимые всем, кого интересуют психология и поведе­ние людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения кото­рых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключе­ния научных направлений, а специальные — выделяют вопро­сы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, об­щие и специальные отрасли психологии, связанные с образова­нием.

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процес­сы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, во­ображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Лич­ность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциаль­ную психологию, возрастную психологию, социальную психо­логию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференци­альная психология выявляет и описывает индивидуальные раз­личия людей, их предпосылки и процесс формирования. В воз­растной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходя­щие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотноше­ния, явления, возникающие в процессе общения и взаимодей­ствия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной ор­ганизации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, свя­занную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопси­хология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных пси­хических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психоло­гической помощи. Юридическая психология рассматривает усвое­ние человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их диффе­ренциации.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Характерные эмоциональные и поведенческие проявления коммуникативного стресса.
Эмоциональное реагирование является первостепенным в механизме развития стресса, в том числе и коммуникативного. Анализируя практический опыт, можно прийти к следующему: 1. Существуют различные варианты эмоциональных реакций на коммуника ...

Средства общения.
Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А.Пиз в своей книге «Язык телодви ...

Формирование воли в подростковом возрасте
Принято считать, что подростки характеризуются, больше чем дети всех других школьных возрастов, слабостью воли. Они недостаточно организованы, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведет себя вопреки усвоен ...