Этапы общественного мнения

Страница 1

Здесь уместно было бы кратко изложить механизм формирования общественного мнения.

Выделим следующие основные

этапы:

1. Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.

2. Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний,опыта, умения анализировать, уровня информированности.

3. Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с други­ми людьми.

4. На этой основе, формирование определенного мнения неболь­шой группы людей.

5. Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя.

6. Возникновение общенародного мнения.

Можно выделить основные стадии формирования и функционирова­ния общественного мнения:

1. Рождается

2. Достигает определенной степени развития

3. "Умирает" или реализует себя в конкретных проявлениях жизни.

Практика показывает, что если необходимые меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локали­зовать, не дать перерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и проявления в жизни.

Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мне­ния тех или иных социальных институтов или отдельных лиц в первую очередь от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его фор­мы. Для общественного мнения характерны следующие функ­ции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная); кон­сультативная; директивная.

Экспрессивная функция - самая широкая по своему значе­нию. Общественное мнение всегда занимает определенную по­зицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государ­ства. Эта особенность придает данному феномену характер си­лы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контро­лирующей деятельность институтов и лидеров партий, госу­дарства.

Таким образом, объективным содержанием деятельности общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эф­фективно по своим результатам. Этот эффект будет безусловно выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны трудящихся.

Вторая функция - консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, «руководящие лидеры», группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.

И, наконец, директивная функция общественного мнения -проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Коллектив осужденных в разные исторические периоды и в наши дни
При изучении психологических особенностей какой-либо группы людей, для более глубокого понимания, вероятно, надо проследить, как данная группа развивалась во времени. Что касается лиц, находящихся в местах лишения свободы, нет смысла погр ...

Психологическое равновесие в детско-родительских отношениях. Закон равновесия.
Человек – не просто биологическая сущность, а существо разумное и общественное. В ходе эволюции, по мере развития интеллекта и чувств, он научился руководствоваться не только позывами природы, но и более сложными побуждениями. Человек еди ...

Психологический портрет руководителя.
Личность руководителя. Применительно к личности руководителя, можно воспользоваться классификацией, предложенной американским психологом М.Шоу (1971г.). следуя логике его рассуждений, личность руководителя можно «разложить» на три класса ...