Введение в психологию личности

Психологическая информация » Психология и ее предмет » Введение в психологию личности

Страница 2

В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым; на них они отвечают утвердительно

или отрицательно. Затем ответы группируются в соответствии с «ключом» и определяется выраженность того или иного фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности.

Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р. Мейли, достаточно полно характеризуют личность:

Уверенность в себе — неуверенность

Интеллектуальность (аналитичность) -­ ограниченность (отсутствие развитого воображения).

Зрелость ума - непоследовательность, алогичность.

Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетность, подверженность влиянию.

Спокойствие (самообладание) - невротнчность (нервозность).

Сила воли - безволие.

Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность

Последовательность,

дисциплина ума — нcпocлeдoвaтельность,

разбросанность.

Уверенность — неуверенность.

Взрослость — инфантилизм.

Тактичность — бестактность.

Открытость (контактность) - замкнутость (уединенность).

Оптимизм — пессимизм.

Смелость - трусость. и т.д.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения.

Она по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характе­ристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.

Индивидуальные различия в поведении, которые обнаружи­ваются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории результатом опыта их длительного пребывания в различных жиз­ненных условиях, взаимодеиствия и взаимоотношений с раз­ными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как лич­ности это научение условнорефлекторным путем через на­блюдение других (викарное научение) и подражание.

Устойчивость человека как личности определяется не его соб­ственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных си­туаций», одинаковостью связанных с ними подкреплений и на­казаний, идентичностью оценок поведения индивида со сторо­ны других людей, успешностью и частотой повторения в про­шлом соответствующих социальных действий.

Примером интеракционистской теории личности является кон­цепция, разработанная американским ученым У.Майшелом. Со­гласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп.

1. Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самосто­ятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.

2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3. Ожидания - оценки вероятных последствии совершения в данной ситуации тех или иных поступков.

4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность,

имеет смысл, значение. Человек в сложившейся об­становке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.

5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенно-опытом плану.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие:

«Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» — сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует

в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я»

ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«Я» — это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Телевидиние как фактор социализации
Просмотр детьми телепрограмм Американские дети проводят перед телевизором больше времени, чем за любым занятием в одиночестве, исключая сон. Популярные СМИ нередко сообщают о том , что в среднем дети смотрят телевизор 25-35 часов в недел ...

Развитие теории подросткового периода
Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковый период развития, был Я.А. Коменский. Исходя из природы человека он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый. Границы отро ...

Развитие интеллекта
Наиболее разработанная теория интеллектуального развития была предложена швейцарским ученым Жаном Пиаже[9;150]. Он выделил в этом развитии четыре стадии. Сенсомоторная стадия охватывает период младенчества. Ребенок ищет предметы, которые ...