Явления и определение внимания

Психологическая информация » Психология и ее предмет » Явления и определение внимания

Страница 1

Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других по­знавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обес­печивают функционирование остальных познавательных про­цессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной фор­мации в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм и, наконец, на до­минанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А.Ухтомским.

Действительно, в системе психологических феноменов вни­мание занимает особое положение. Оно включено во все ос­тальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика по­знавательных процессов и особенности различных психические состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделит «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает. Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной нитью проходящих через все другие психические явления, оно проявляется, не сводимых к моментам различных в деятельности, в которые включен человек. Это — наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно к познавательным процесса ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся. Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы попытаться соединить и учесть обе точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, рядоположенныи другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом. Данная позиция подтверждается известными анатомо-физиологическими данными, основные из вторых следующие:

1 Механизм доминанты как физиологический коррелят вни­мания можно наблюдать на всей поверхности коры головного мозга независимо от того, проекционные зоны каких конкрет­ных анализаторов в них локализуются.

2. Ретикулярная формация, работа которой связывается с яв­лениями внимания, находится на пути нервных импульсов, ка­сающихся практически всех познавательных процессов (неспе­цифические пути афферентного и эфферентного проведения сен­сорной информации).

3. Нейроны внимания — клетки-детекторы новизны — мож­но встретить практически на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах головного мозга.

4. Вместе с тем все три названных анатомо-физиологических фактора в центральной нервной системе существуют автоном­но и независимо от отдельных сенсорных анализаторов, что го­ворит о том, что внимание все же является особенным феноме­ном, не сводимым ко всем остальным.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Заключение.
1. Программа личностного роста помогла мне организовать свою деятельность и ускорить процесс самосовершенствования, раскрыла творческий потенциал. Я стала свободней выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные. Просле ...

Особенности социализации подростка.
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет В этом возрасте происходят важные физиологические изменения ( одно из них – наступление половой зрелости), которы ...

Опции
Каковы возможные соглашения или части одного соглашения? Благодаря различиям – перспектив, ресурсов или интересов – возникает возможность повысить ценность результата переговоров. Переговоры заключаются вовсе не в перекидывании друг дру ...