Общественное мнение в современной России

В России действуют более двух десятков центров изучения общественного мнения. Но на виду и на слуху миллионов людей (телезрителей, радиослушателей, читателей массовых печатных изданий) практически шесть: Всероссийский центр изучения об­щественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение», Аналитический центр по общей политике администрации прези­дента, VOX POPULI В. Грушина, Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург), Институт прикладного системного анализа. Это не значит, что другие научные подразделения, особенно в регио­нах, плохо знают проблему, некачественно ее исследуют. Ско­рее наоборот. Но, как показывает практика, наибольший инте­рес средств массовой информации и политиков вызывает про­дукция именно названных центров. Дело в том, что эти центры охотно выполняют социальный заказ политических лидеров, а региональные подразделения, как это ни парадоксально, дают более объективную информацию, находясь в стороне от сто­личных политических игр и баталий. Сошлемся на факты. сравнительно недавно являвшиеся объектом внимания специа­листов по изучению общественного мнения, широкой теле- и радиоаудитории, читателей наиболее тиражных газет. Начиная с 1993 г. средства массовой информации (особенно электрон­ные) во время подготовки к выборам в Госдуму регулярно публиковали, транслировали различные прогнозы, рейтинги популярности партий, движений, их лидеров. По данным оп­росов общественного мнения накануне голосования социологи отдавали пальму первенства поочередно то партии «Демокра­тический выбор России», то движению «Наш дом Россия», то «Яблоку» или «Прессу». А в итоге победу одержали либераль­ные демократы, коммунисты и аграрии. В чем дело? Уровень профессиональной квалификации столичных социологов стал так низок, что они не могли подготовить точный прогноз? Нет Мы имеем дело с обыкновенной манипуляцией общественным мнением. Рейтинги популярности лидеров строились и строят­ся на чрезвычайно субъективных показателях, на априорных мифологемах, а поэтому не отражают реального положения дел.

Ошибки:

Методы ведения опросов быва­ют часто некорректны. Теле- и радиоопросы при определенных обстоятельствах - средства самообмана, обмана, подтасовки и т. д.

1) Далее, мнение москвичей далеко не всегда совпадает с мнением населения российской глубинки. И тому есть объек­тивные причины: в частности, в Москве обращается более 70% финансового капитала страны, как правило, вовремя выплачи­ваются зарплата и пенсия. А в Сибири и на Дальнем Востоке их не получают по шесть-восемь месяцев.

2) Слабым местом в методике опросов являются вольные и невольные ошибки в выборке, из которой исключаются «нежелательные» социальные группы - пенсионеры, рабочие, жители малых городов и сельской местности. Пренебрежение интересами крупнейших социальных групп России сказалось на достоверности многих прогнозов.

Статьи по теме:

Социально – психологическое содержание понятия «конфликт», и его классификация.
Конфликты существовали всегда, во все времена и у всех народов. Слово конфликт происходит от латинского conflictus, что в переводе означает «столкновение». В качестве научного термина это слово в близком, но не тождественном смысле приме ...

Диагностика психического развития
Для каждого возрастного периода должна существовать своя особая по содержанию система диагностируемых сторон психического развития ; одна - для дошкольного периода развития, другая - для младшего школьного возраста и, наконец, третья - д ...

Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующее. Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кр ...