Понятие о воле

Страница 2

Волевая регуляция деятельности есть сознательное, опосре­дованное целями и мотивами предметной деятельности созда­ние состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом на­правлении.

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ wdro?enie iso 27001, kontrol? nad w

Функцией волевой регуляции является повышение эффек­тивности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие чело­века по преодолению внешних и внутренних препятствии с по­мощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качест­ва личности. Такие качества определяют поведение, которое ха­рактеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, са­мообладание, уверенность в себе Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше груп­па свойств В жизни

они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценност­ными ориентациями. Это ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же груп­пе. обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отноше­ние к труду, деловитость, инициативность. Такие качества лич­ности обычно формируются только к подростковому возрасту.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА

Внутри каждого из этих направлении развития воли по мере ее укрепления происходят свои. специфические преобразова­ния, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни К примеру, внутри позна­вательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движения отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комп­лексами движении, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности и развитие воли можно представить как движе­ние от первичных к вторичным и далее — к третичным воле­вым качествам.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлени­ем мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспи­тывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологическо­го развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их анти­поды. упрямство и ригидность.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Методы исследования агрессивного поведения.
Нынче лишь недавно сделали агрессию объектом эмпирического изучения. Попытка научно исследовать агрессию порождает ряд проблем, потому что интересующее нас поведение опасно. Поэтому во многих случаях применяются сравнительно «безопасные» ...

Заключение.
Процесс социализации взрослых с точки зрения психологии рассматривается как важный и выражается дискретно (прерывисто) по сравнению с социализацией ребенка. До настоящего времени при изучении психологии взрослого выхватывался то один, то ...

Откуда берутся капризы.
"Ты меня любишь?" В жизни каждого малыша ответ на этот вопрос- самое главное. Маленькому человеку нужно быть уверенным в том, что есть на свете кто-то, для кого он является главной и единственной ценностью. От ответа, который по ...