Понятие о воле

Страница 2

Волевая регуляция деятельности есть сознательное, опосре­дованное целями и мотивами предметной деятельности созда­ние состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом на­правлении.

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Функцией волевой регуляции является повышение эффек­тивности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие чело­века по преодолению внешних и внутренних препятствии с по­мощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качест­ва личности. Такие качества определяют поведение, которое ха­рактеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, са­мообладание, уверенность в себе Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше груп­па свойств В жизни

они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценност­ными ориентациями. Это ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же груп­пе. обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отноше­ние к труду, деловитость, инициативность. Такие качества лич­ности обычно формируются только к подростковому возрасту.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА

Внутри каждого из этих направлении развития воли по мере ее укрепления происходят свои. специфические преобразова­ния, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни К примеру, внутри позна­вательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движения отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комп­лексами движении, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности и развитие воли можно представить как движе­ние от первичных к вторичным и далее — к третичным воле­вым качествам.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлени­ем мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспи­тывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологическо­го развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их анти­поды. упрямство и ригидность.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Кинестетические показатели (М. FM, m)
Психологическая интерпретация кине­стетических показателей — самая слож­ная и противоречивая часть работы с тес­том Роршаха. Считается, что этот показа­тель наиболее интимно связан с внутрен­ним миром личности, хотя существуют разные точ ...

Структура личности
В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, при этом Фрейд был склонен счит ...

Механизмы взаимопонимания в общении.
Механизмы взаимопонимания в общении обычно таковы: 1) Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе; 2) Стереотипизация – это классификация форм поведения и интерп ...