Волевая регуляция деятельности есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении.
ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствии с помощью волевых усилий.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.
Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств В жизни
они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.
Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе. обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду, деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.
РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА
Внутри каждого из этих направлении развития воли по мере ее укрепления происходят свои. специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движения отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движении, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности и развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы. упрямство и ригидность.
Статьи по теме:
Введение в структурный анализ
Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: кто я? Почему я поступаю именно так? Как я приобрел эти качества? Это метод анализа мыслей, чувств и поведения человека, основанный на изучении состояний его Я
.
Представьте ...
Самопознание и самовоспитания
Самоактуализация осуществляется через самопознание и самовоспитания.
Самопознание осуществляется не ради поиска чистой истины , а ради формирования себя в соответствии со своими намерениями. Самовоспитание – это определенный тип отношени ...
Дидактические принципы вспомогательной школы
Различают следующие принципы обучения:
- воспитывающая и развивающая направленность обучения;
- научность и доступность обучения;
- систематичность и последовательность обучения;
- связь обучения с жизнью;
- принцип коррекции в обуче ...
Актуальное