Личность во времени

Психология личности » Личность во времени

Страница 3

как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис

переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций(усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее "распылению" или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости

с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать "работа - рождение детей - отдых", чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляциичеловека и его замыкании на себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в "интересе к следующему поколению и его воспитанию". Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если напротив, эволюция супружеской жизни идет другим путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Существует, кроме того, четыре подкризиса, разрешение которых служит "для развития аутеничной генеративности" (Пекк). Во-первых, речь идет о развитии у человека уважения к мудрости

, сменяющее примат физической храбрости. Во-вторых, важно чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации

. В-третьих, необходимо противиться аффективному обеднению, связанному со смертью близких людей или с обособлением детей, и сохранять эмоциональную гибкость, способствующую аффективному обогащению в иных формах. Наконец, очень важно, чтобы человек старался сохранить как можно большую душевную гибкость

и продолжать поиск новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и пребывать в некоей психической ригидности.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. достижение человеком цельности

основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознание ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жить. заново.

Как указывает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиться в полной мере, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. первый из них заключается в переоценке5 собственного "Я" помимо его профессиональной роли,

которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела

, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. Наконец, в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность

, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Определяют, кроме того, пять этапов в психических состояниях при приближении смерти.

Первая из них - отрицание. Слова: "Нет, не я!" - вполне нормальная реакция человека не объявление ему смертного приговора.

Гнев, охватывающий больного при вопросе: "Почему именно я?", характеризует вторую стадию.

Затем начинается стадия "торга": больной вступает в переговоры за продление своей жизни, обязуясь быть, например, примерным пациентом или послушным верующим.

Затем приходит фаза депрессии, когда больной признает неотвратимость смерти, замыкается в себе и "прощается" со всем ему близким.

И последней стадией является принятие смерти, когда человек смиренно ждет конца.

Смерь саму также разделяют. Жизнь уходит поэтапно -в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается.

Социальная смерть -

умирающий старается изолироваться от общества, замкнуться в самом себе.

Психическая смерть - осознание человеком очевидного конца, угасание экстравертированного сознания.

Мозговая смерть - полное прекращение деятельности головного мозга.

Физиологическая смерть - угасание последних функций организма.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Представления детей о дружбе
Способность строить предположения относительно мыслей, ожиданий, чувств и намерений других людей играет главную роль в понимании того, что, значит, быть другом. Дети, которые могут видеть вещи и явления с точки зрения другого челове­ка, в ...

Эмоция как реакция на ситуацию и событие
Почему природа не ограничилась эмоциональным тоном ощущений, а создала еще эмоции, да еще в таком разнообразии? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно подробно рассмотреть, что такое эмоция, и выявить ее отличие от эмоционального тона ...

Альтернативы
Что я предприму, если мы не придем к согласию? Не всякие переговоры приводят к заключению соглашения. Да и не должны. Бывает и так, что поступишь лучше, если прервешь переговоры, поскольку выгода от предлагаемого соглашения оказывается ...