Основные положения по теме «способности»:

Психологическая информация » Общие и специальные способности » Основные положения по теме «способности»:

Страница 1

Способности- свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн). Теплов Б.М.:

3 основных признака способностей:

1. индивидуально-психологические особенности; 2. определяющие успешность выполнения деятельности; 3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Маничев С.А

.: 1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация; 2. Темп обучения каким-либо ЗУН; 3. Наличие границ способности; 4. Нестандартность результатов; 5. Мера общественного признания; 6. Помехоустойчивость; 7. Уровень обобщенности, перенос. Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление. Эмпирические признаки способностей: 1. Уровень продуктивной деятельности; 2. Скорость научения;

(«5») Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971

3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность); 4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда); 5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности. Рубинштейн С.Л

.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способности более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром. Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности. Условия развития способностей: 1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций; 2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.); 3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности: - простая деятельность - снижение интересов; - очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.). Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей Рубинштейн

: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов. Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение). Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способностей к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность). Талант - это способность к достижению высшего порядка. Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое: - незаурядность в различных областях + доминирующая сторона; - осознание способности; - включенность способности в характер. Показатели одаренности: - темп и легкость усвоения материала; - широта переноса; - время проявления; - соотношение результатов с условиями. Факторы, влияющие на развитие способностей: - исходная предпосылка - врожденные задатки; - время выявления; - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес; - всестороннее развитие интересов и способностей; - соперничество и сотрудничество.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Как повысить устойчивость к болезням.
Почему так важно повысить свою устойчивость к болезням, т.е. принять меры для укрепления своей иммунной системы? Существует зависимость между уровнем стресса и иммунной функцией организма: длительное воздействие сильного стресса может ощу ...

Выводы
Проведенный анализ веера не всегда согласующихся между собой научных фактов, эмпирических наблюдений и, возможно, заблуждений, основанных на артефактах, создает почву для выдвижения нами некоторых предположений относительно процессов, про ...

Совершенствование памяти.
Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточн ...