Заключение.

Главный практический вопрос, который интересует общество и особенно правоохранительные органы: как обеспечить контроль над поведением толпы - остается без ответа.

Самый разумный выход, не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа. А для этого нужно устранить долговременные условия, создающие чувства социальной не удовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности. Если происходят какие-либо события, которые могут спровоцировать появление агрессивной толпы или толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте. В частности, необходимо хотя бы временно изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков (лучший предлог для этого – участие в переговорах с властями) и задействовать людей, которые могли бы позитивно влиять на толпу.

Однако если собралась агрессивная толпа полезны следующие рекомендации:

§ без крайней необходимости не предпринимать никаких мер воздействия на толпу, ни в коем случае не пытаться сжать ее или вытеснить с занимаемого места, не допускать давки, возникновения паники;

§ блокировать подходы к толпе, не допуская ее пополнения, тянуть время – оно работает против толпы – люди устают и их активность снижается;

§ устранить эмоции, не отвечать на оскорбления, проявлять выдержку; это связано с тем, что для человека в толпе и для толпы в целом характерна импульсивность;

§ не следует вступать в разговоры с людьми - следует ограничиваться ответом: "Мы выполняем приказ"; это связано с тем, что у людей в толпе в силу преобладания эмоций понижается уровень интеллекта и доказывать им что-либо бессмысленно;

§ четко выполнять приказы руководства;

§ без необходимости не подпускать к себе людей;

§ постоянно (через устройства усиления речи) информировать людей о коридорах выхода, об ответственности, о применяемых мерах по устранению причин, по которым собралась толпа;

§ не следует препятствовать выходу людей из толпы, но только через указанные коридоры выхода, где должны быть организованны фильтрационные пункты;

§ следует предложить людям выделить из своей среды группу для ведения переговоров;

§ для общения с толпой и ведения переговоров необходимо использовать специально отобранных (личные качества играют здесь решающую роль), и прошедших обучение старших офицеров;

§ переговоры следует вести не прерывая, предложить снять дополнительные требования.

[1] Гидденс Э., Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия. // Диалог. №7. 2001.С.12.

[2] Это классификация по Гюстову Либону.

[3] Прокопович С. Народ и народовластие // Новое время. №27, 1992. С.9.

[4] Прокопович С. Народ и народовластие // Новое время. №27, 1992. С.10-11.

[5] Майерс Д. Социальная психология. М., Норма. 2001.С.28.

[6] Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: ЗАО Питер. М., 1999. С. 208.

[7] Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.37.

[8] Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.112.

[9] Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.98.

[10] Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: ЗАО Питер. М., 1999. С.67.

[11] Фрейд З.,Психология масс и анализ человеческого Я. Психологические этюды. Минск, Беларусь, 1998. С.26.

Статьи по теме:

Психология личности как наука о человеке
Термин “личность” имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Совре ...

Толкование сновидений
После открытия метода свободных ассоциаций проблемы лечения все больше отходят для Фрейда на второй план по сравнению с интересом к исследованию бессознательного. Арсенал метод исследования постепенно пополняются. Толкование сновидений Ф ...

Структура личности
В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, при этом Фрейд был склонен счит ...