Главный практический вопрос, который интересует общество и особенно правоохранительные органы: как обеспечить контроль над поведением толпы - остается без ответа.
Самый разумный выход, не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа. А для этого нужно устранить долговременные условия, создающие чувства социальной не удовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности. Если происходят какие-либо события, которые могут спровоцировать появление агрессивной толпы или толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте. В частности, необходимо хотя бы временно изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков (лучший предлог для этого – участие в переговорах с властями) и задействовать людей, которые могли бы позитивно влиять на толпу.
Однако если собралась агрессивная толпа полезны следующие рекомендации:
§ без крайней необходимости не предпринимать никаких мер воздействия на толпу, ни в коем случае не пытаться сжать ее или вытеснить с занимаемого места, не допускать давки, возникновения паники;
§ блокировать подходы к толпе, не допуская ее пополнения, тянуть время – оно работает против толпы – люди устают и их активность снижается;
§ устранить эмоции, не отвечать на оскорбления, проявлять выдержку; это связано с тем, что для человека в толпе и для толпы в целом характерна импульсивность;
§ не следует вступать в разговоры с людьми - следует ограничиваться ответом: "Мы выполняем приказ"; это связано с тем, что у людей в толпе в силу преобладания эмоций понижается уровень интеллекта и доказывать им что-либо бессмысленно;
§ четко выполнять приказы руководства;
§ без необходимости не подпускать к себе людей;
§ постоянно (через устройства усиления речи) информировать людей о коридорах выхода, об ответственности, о применяемых мерах по устранению причин, по которым собралась толпа;
§ не следует препятствовать выходу людей из толпы, но только через указанные коридоры выхода, где должны быть организованны фильтрационные пункты;
§ следует предложить людям выделить из своей среды группу для ведения переговоров;
§ для общения с толпой и ведения переговоров необходимо использовать специально отобранных (личные качества играют здесь решающую роль), и прошедших обучение старших офицеров;
§ переговоры следует вести не прерывая, предложить снять дополнительные требования.
[1] Гидденс Э., Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия. // Диалог. №7. 2001.С.12.
[2] Это классификация по Гюстову Либону.
[3] Прокопович С. Народ и народовластие // Новое время. №27, 1992. С.9.
[4] Прокопович С. Народ и народовластие // Новое время. №27, 1992. С.10-11.
[5] Майерс Д. Социальная психология. М., Норма. 2001.С.28.
[6] Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: ЗАО Питер. М., 1999. С. 208.
[7] Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.37.
[8] Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.112.
[9] Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.98.
[10] Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: ЗАО Питер. М., 1999. С.67.
[11] Фрейд З.,Психология масс и анализ человеческого Я. Психологические этюды. Минск, Беларусь, 1998. С.26.
Статьи по теме:
Структуры руководства и управления.
Аппарат управления завода постоянно разрабатывает основы поведения управляющих (руководителей, начальников отделов, менеджеров и т. д.); мотивация выбора сферы деятельности индивидуально-психологические особенности личности успешных руков ...
Ненасилие в действии
Ненасилие впервые было проповедовано при раннем христианстве. Идеал ненасилия, сформулированный в Нагорной проповеди Иисуса Христа в качестве средоточия духовных усилий человека, обозначил резкий поворот в истории европейской культуры. За ...
Основные положения по теме «способности»:
Способности- свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн). Теплов Б.М.:
3 основных признака способностей:
...
Актуальное