Заключение.

Главный практический вопрос, который интересует общество и особенно правоохранительные органы: как обеспечить контроль над поведением толпы - остается без ответа.

Самый разумный выход, не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа. А для этого нужно устранить долговременные условия, создающие чувства социальной не удовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности. Если происходят какие-либо события, которые могут спровоцировать появление агрессивной толпы или толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте. В частности, необходимо хотя бы временно изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков (лучший предлог для этого – участие в переговорах с властями) и задействовать людей, которые могли бы позитивно влиять на толпу. автомобиль за 400000 рублей, ford в россии

Однако если собралась агрессивная толпа полезны следующие рекомендации:

§ без крайней необходимости не предпринимать никаких мер воздействия на толпу, ни в коем случае не пытаться сжать ее или вытеснить с занимаемого места, не допускать давки, возникновения паники;

§ блокировать подходы к толпе, не допуская ее пополнения, тянуть время – оно работает против толпы – люди устают и их активность снижается;

§ устранить эмоции, не отвечать на оскорбления, проявлять выдержку; это связано с тем, что для человека в толпе и для толпы в целом характерна импульсивность;

§ не следует вступать в разговоры с людьми - следует ограничиваться ответом: "Мы выполняем приказ"; это связано с тем, что у людей в толпе в силу преобладания эмоций понижается уровень интеллекта и доказывать им что-либо бессмысленно;

§ четко выполнять приказы руководства;

§ без необходимости не подпускать к себе людей;

§ постоянно (через устройства усиления речи) информировать людей о коридорах выхода, об ответственности, о применяемых мерах по устранению причин, по которым собралась толпа;

§ не следует препятствовать выходу людей из толпы, но только через указанные коридоры выхода, где должны быть организованны фильтрационные пункты;

§ следует предложить людям выделить из своей среды группу для ведения переговоров;

§ для общения с толпой и ведения переговоров необходимо использовать специально отобранных (личные качества играют здесь решающую роль), и прошедших обучение старших офицеров;

§ переговоры следует вести не прерывая, предложить снять дополнительные требования.

[1] Гидденс Э., Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия. // Диалог. №7. 2001.С.12.

[2] Это классификация по Гюстову Либону.

[3] Прокопович С. Народ и народовластие // Новое время. №27, 1992. С.9.

[4] Прокопович С. Народ и народовластие // Новое время. №27, 1992. С.10-11.

[5] Майерс Д. Социальная психология. М., Норма. 2001.С.28.

[6] Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: ЗАО Питер. М., 1999. С. 208.

[7] Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.37.

[8] Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.112.

[9] Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.98.

[10] Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: ЗАО Питер. М., 1999. С.67.

[11] Фрейд З.,Психология масс и анализ человеческого Я. Психологические этюды. Минск, Беларусь, 1998. С.26.

Статьи по теме:

Непроизвольное запоминание и целенаправленная деятельность.
Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осуществления познавательной и практических действий. Это строго закономерный процесс. Осмысливание задач и путей изучения непроизвольного запоминания и его отношения к произвольному неп ...

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенн ...

Воспитание человека человеком.
По сравнению со всеми известными нам существами человек появляется на свет в наибольшей степени свободным от инстинктов. Поведение новорожденного запрограммировано в недостаточной для его выживания степени. Условные рефлексы развиваются в ...