В последнее время отмечается увеличение обращений родителей за помощью в психологический центр, по поводу детей с нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации, общения. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы с членами семьи.
Несмотря на наличие значительного количества данных, относительно влияния характера различных сочетаний доминантности полушарий головного мозга у членов семьи на качество семейных взаимоотношений этот фактор до сих пор не учитывался в консультативной работе с семьями. Не разработана методика консультирования семьи с учетом упомянутых выше детерминант, не оценена ее эффективность.
С доминантностью полушарий связан целый ряд психологических противопоставлений, как конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, гибкость и ригидность, экстраверсия и интроверсия и т.д. Разная степень выраженности этих психических свойств формирует склонность разных людей к преимущественной опоре на так называемое «левополушарное» и «правополушарное» мышление с характерными для них способностями, эмоционально-личностными характеристиками, особенностями адаптационных процессов, поведения, общения.
Объект исследования
:
семьи, члены которых обращались за психологической помощью в Центр психолого-медико-социального сопровождения СЗАО Министерства образования РФ. За период с марта 2001 года по февраль 2002 года было проконсультировано 230 человек. Консультативная работа по разработанной методике проводилась с 12 семьями. В работе детально описана апробация методики на примере работы с 6 семьями.
Предмет исследования
:
Консультативная работа с семьями.
Цель данной работы
:
разработать программу консультативной работы с семьями с учетом доминантности полушарий головного мозга у членов семьи.
Задачи
:
1. Проанализировать фактор доминантности головного мозга с точки зрения его влияния на характер взаимоотношений в семье.
2. Выявить и описать специфические нарушения жизнедеятельности семьи, возникающие по причине различных сочетаний доминантности полушарий (П-Л, Л-П) у членов семьи.
3. Разработать программу оптимизации общения в семьях с нарушениями жизнедеятельности, возникающими по причине различных сочетаний доминантности полушарий головного мозга у членов семьи.
4. Произвести апробацию этой методики и оценить степень ее эффективности. Внести в программу необходимые изменения.
После составления и апробации программы, были замечены некоторые изменения в общении между членами семьи: большая открытость, осознание особенностей своего поведения. Причины, следствия и взаимосвязь разных событий становится более понятными. Знание особенностей межполушарной активности, помогает изменить паттерны взаимодействия с членами семьи, лучше адаптироваться к обстоятельствам, изменить условия, в которых протекает общение, создавать социально приемлемые способы выражения своих чувств, желаний.
- Доминантность полушарий головного мозга с точки зрения влияния этого фактора на характер взаимоотношений в семье.
- Использование разных моделей и подходов консультирования семьи
- Благополучные и неблагополучные семейные пары.
- Здоровая и дисфункциональная семья.
- Правое и левое полушарие в контексте оптимизации семейного общения. Особенности правополушарных и левополушарных людей.
- Психологическое равновесие в детско-родительских отношениях. Закон равновесия.
- Заключение
Статьи по теме:
Супружеская совместимость как фактор, связанный с
удовлетворенностью браком (УБ)
Не существует единого мнения относительно явления психологической совместимости членов малой социальной группы. Так, Обозов (1995) видит совместимость как эффект взаимодействия, характеризующийся возможной субъективной удовлетворенностью ...
Анализ исследований в области психологических последствий
информатизации
В
области изучения психологических последствий применения информационных технологий накоплен достаточно обширный материал. Такие исследования проводились в рамках изучения учебной, профессиональной деятельности. Предметом исследования явл ...
Выводы
Проведенный анализ веера не всегда согласующихся между собой научных фактов, эмпирических наблюдений и, возможно, заблуждений, основанных на артефактах, создает почву для выдвижения нами некоторых предположений относительно процессов, про ...
Актуальное