Оптимизация общения в семье

Психологическая информация » Оптимизация общения в семье

В последнее время отмечается увеличение обращений родителей за помощью в психологический центр, по поводу детей с нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации, общения. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы с членами семьи.

Несмотря на наличие значительного количества данных, относительно влияния характера различных сочетаний доминантности полушарий головного мозга у членов семьи на качество семейных взаимоотношений этот фактор до сих пор не учитывался в консультативной работе с семьями. Не разработана методика консультирования семьи с учетом упомянутых выше детерминант, не оценена ее эффективность.

С доминантностью полушарий связан целый ряд психологических противопоставлений, как конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, гибкость и ригидность, экстраверсия и интроверсия и т.д. Разная степень выраженности этих психических свойств формирует склонность разных людей к преимущественной опоре на так называемое «левополушарное» и «правополушарное» мышление с характерными для них способностями, эмоционально-личностными характеристиками, особенностями адаптационных процессов, поведения, общения.

Объект исследования

:

семьи, члены которых обращались за психологической помощью в Центр психолого-медико-социального сопровождения СЗАО Министерства образования РФ. За период с марта 2001 года по февраль 2002 года было проконсультировано 230 человек. Консультативная работа по разработанной методике проводилась с 12 семьями. В работе детально описана апробация методики на примере работы с 6 семьями.

Предмет исследования

:

Консультативная работа с семьями.

Цель данной работы

:

разработать программу консультативной работы с семьями с учетом доминантности полушарий головного мозга у членов семьи.

Задачи

:

1. Проанализировать фактор доминантности головного мозга с точки зрения его влияния на характер взаимоотношений в семье.

2. Выявить и описать специфические нарушения жизнедеятельности семьи, возникающие по причине различных сочетаний доминантности полушарий (П-Л, Л-П) у членов семьи.

3. Разработать программу оптимизации общения в семьях с нарушениями жизнедеятельности, возникающими по причине различных сочетаний доминантности полушарий головного мозга у членов семьи.

4. Произвести апробацию этой методики и оценить степень ее эффективности. Внести в программу необходимые изменения.

После составления и апробации программы, были замечены некоторые изменения в общении между членами семьи: большая открытость, осознание особенностей своего поведения. Причины, следствия и взаимосвязь разных событий становится более понятными. Знание особенностей межполушарной активности, помогает изменить паттерны взаимодействия с членами семьи, лучше адаптироваться к обстоятельствам, изменить условия, в которых протекает общение, создавать социально приемлемые способы выражения своих чувств, желаний.

Статьи по теме:

Социально-психологическая характеристика работы юриста.
Коренные реформы, проводимые на современном этапе, изменение общественно-политической, социально-экономической структуры нынешнего общества, не могут не сказаться на повышении требований к работникам различных отраслей и сфер государствен ...

О методологии науки
Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. ...

Введение в трансакционный анализ
При использовании трансакционного анализа люди достигают как эмоционального, так и интеллектуального инсайта, но этот метод скорее сосредоточен на последнем. Это процесс понимания, скорее аналитического, при котором человек обычно заключа ...