Одержимость, её место в истории

Психологическая информация » Одержимость, её место в истории

Страница 2

Небольшой французский городок Луден стал известен благодаря случаю, который произошел в 1632 году в монастыре урсулинок. В то время свирепствовала чума, которая буквально за несколько месяцев “выкосила” четверть его населения, и многие воспринимали эту беду как приближение конца света. И вот нескольким сестрам явился призрак их исповедника, незадолго до того умершего от чумы; привидение все чаще видели в коридорах. Через некоторое время начало твориться ужасное: сестры в припадке судорожно катались по земле, выкрикивая что-то невразумительное. Вскоре это передалось на других, и уже семнадцать монашек в истерике всех уверяли, что в них вселился демон. Одна из сестер в припадке произнесла имя Урбэна Грандье — кюре, служившего в главном костеле города. Он поражал прихожан блестящими, умными проповедями, а урсулинок — красивой внешностью; кюре был объектом их грез. И все остальные монахини стали утверждать: это он, он позвал князя тьмы!

Провели следствие, опросили свидетелей; многие вспомнили про грехи священника. В их числе — интерес к женщинам и . шрам на пальце, который он уж точно нанес для того, чтоб подписать кровью сделку с дьяволом. За сестрами понаблюдали врачи. Их вывод был таков: “Мы считаем все увиденное нами полностью выходящим за рамки природных сил и возможностей .” Вскоре Грандье принародно сожгли на костре, как колдуна. Однако припадки у монахинь после этого продолжались еще несколько лет .

XVII век был богат на подобные дела, и часто в документах встречалось слово “одержимость”. Хотя оно больше относится к народной медицине, современная наука не обошла его и включила в это понятие “группу особых психических состояний, характеризующихся чувством подчиненности субъекта враждебной и неодолимой (обычно иррациональной) силе (колдовству и т.п.)”. Это может быть форма психической реакции целой группы людей на определенные влияния социальной среды, причем важна высокая степень внушаемости и низкий культурный уровень, подчеркивается в “Большой советской энциклопедии”. Одержимость многолика. В кого-то вселяются демоны, в кого-то — добрые духи, а кто-то одержим даже змеями. Фольклористам хорошо известны народные представления о заползании змеи в человека. В старину верили, что гад может проникнуть в организм через рот во время сна на поле или в лесу либо оказаться там в результате колдовства. В России, например, от него избавлялись, подвешивая пострадавшего над кипящим молоком. Поведение людей, веривших, что в них вселилась змея, академик Бехтерев квалифицировал как разновидность психоза, сопровождаемого бредом; ученый назвал его “одержимостью гадами”.

Состояния одержимости описаны этнологами, изучавшими полудикие племена. Если там до сих пор принято изгонять злых духов заклинаниями, сложными обрядами, то в более цивилизованных, монотеистических, религиях, обычно “сей род изгоняется только молитвою и постом”.

По сообщению известного итальянского экзорциста Габриеля Аморта, папа Иоанн Павел II сделал это за время своего понтификата по крайней мере трижды — чтобы “преподать великий пример”. Французская газета Le Temps опубликовала интервью с Амортом. Аморт сообщил, что такой обряд состоялся в сентябре 2001 года. Речь идет о девушке, которая начала рычать во время папской общей аудиенции в Риме. Она присутствовала там вместе с родителями, выкрикивала оскорбления и бессмысленные фразы. И продемонстрировала такую нечеловеческую силу, что с ней не смогли справиться агенты безопасности. Понтифик встретился с девушкой и молился за нее в течение получаса. Однако молитва принесла лишь временное облегчение, писала Le Temps.

Святой престол признает, что случаи одержимости крайне редки и что большая часть людей, уверенных в своей одержимости, на самом деле страдают психическими заболеваниями и нуждаются в срочном вмешательстве опытных специалистов.

Член Eвpопейcкой комиccии по аномальным явлениям экcтpаcенc Олег Tаpp привел такой пример одержимости. Незадолго до pаcпада CCCP в одной войcковой чаcти Чернигова солдаты вдpyг начали пpоявлять нечеловечеcкyю cилy, c помощью pyк pазламывали табельные автоматы Kалашникова пополам, бегали по казаpме, издавая cобачий лай. Беcпоpядки пpодолжалиcь тpое cyток. Поcле гоcпитализации в полковyю больницy одного из cамых бyйных — ефpейтоpа, cломавшего cебе ногy поcле пpыжка из окна, воины веpнyлиcь к нормальной жизни.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Междисциплинарный характер исследований семьи и брака
Следует заметить, что при всей множественности публикаций (как научных, так и популярных), посвященных семье, обсуждаемые в них темы носят междисциплинарный характер. Например, И. Най и Л. Бернардо (крупнейшие теоретики в области изучени ...

Внимание. Необходимость и возможность его выработки руководителем.
Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека. К.Д.Ушинский. Проблема внимания играет важную роль в психологии менеджмента, в работе с людьми. Внимание в менеджменте – это процесс избират ...

Семья - социальный институт формирования личности.
Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная р ...