Междисциплинарный характер исследований семьи и брака

Следует заметить, что при всей множественности публикаций (как научных, так и популярных), посвященных семье, обсуждаемые в них темы носят междисциплинарный характер. Например, И. Най и Л. Бернардо (крупнейшие теоретики в области изучения семьи в США) выделили 11 существующих подходов к изучению семьи, каждый из которых характеризуется своими методами исследования, концептуальными рамками и изучаемыми феноменами (Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е., 1985, С. 14).

Принято выделять два наиболее совместимых подхода: социологический и психологический, хотя и они часто подменяют анализ с точки зрения одной дисциплины анализом с точки зрения другой. Так, для социологии семья это зависимая переменная, а различные макросоциальные параметры - независимая. А для психологии « . более естественно рассматривать как независимую переменную именно семью, а в качестве зависимых - развитие личности, восприятие членами семьи друг друга, своих отношений и т.д.» (Гозман Л.Я., 1981, С. 232).

Различия неизбежно существуют и при изучении супружеских отношений. Достаточным основанием для их успешности в социологии является факт сохранности брака (такая характеристика известна как стабильность брака, интактность семьи и т.п.). Легкость измерения этой характеристики позволяет проанализировать большую выборку респондентов. Однако юридическая сохранность брака ничего не говорит об особенностях отношений супругов, об их ролевом поведении, о месте проживания . В консультативный центр обращаются супруги, не имеющие интимных отношений, но продолжающие жить « . под одной крышей либо из чувства «долга» перед детьми, либо, не желая хлопот и неприятностей, связанных с разводом .» (Столин В.В., 1982, С. 109).

Поэтому картину, которую дает социологическое исследование, дополняет психологический подход, ставящий акцент на выявление отношения человека к собственному браку. В большинстве исследований эта характеристика, согласно Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозману и Е.М. Дубовской (1987, С. 21), используется под названием «удовлетворенность браком» (здесь и далее - УБ).

Существует и множество других параметров, которые на практике означают одно и то же, но называются по-разному: совместимость, адаптированность партнеров, успешность, качество брака и т.п. К некоторым из них мы еще вернемся, но сейчас скажем, что для их определения уже недостаточно знать, сохранен ли брак. Требуются специальные измерения, способные содержательно охарактеризовать отношения супругов.

На наш же взгляд, УБ – характеристика, применимая для описания отношений скорее брачно-супружеских, нежели семейных. Однако, рано или поздно, с появлением ребенка супружеская диада становится семьей. В этом случае для описания восприятия человеком своего брака более правомерным будет использование понятия «удовлетворенность семейно-брачными отношениями». Тем не менее, во избежание путаницы мы собираемся использовать внутри работы более оперативный термин «УБ», который предпочитается большинством цитируемых авторов (но подразумевать под ним мы будем удовлетворенность семейно-брачными отношениями). Кроме того, в нашем исследовании мы предполагаем затронуть тему представлений супругов о наиболее важных сторонах супружеской жизни. В практической психологии подобные представления традиционно называются установками. Однако мы считаем, что более адекватным синонимом будет являться термин «аттитюд» (обоснование см. во второй главе), так как понятия «отношение», «установка» и пр. имеют неоднозначную трактовку.

Статьи по теме:

Подростковый возраст, его особенности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто опред ...

Стратегия ненасилия
Одно из частых возражений против ненасилия как исторической программы состоит в том, что оно исходит из слишком благостного представления о человеке, в то время как он на самом деле является, пользуясь словами Канта, безнадежно кривой тес ...

Гнев ребенка.
Гнев является естественной реакцией для всех, включая ребенка. Задача родителей — научить ребенка справляться со своим гневом. Это самая трудная часть воспитания. Большинство родителей неправильно реагируют на гнев ребенка, что приводит к ...