Подходы к изучению аттитюдов

В отечественной социальной психологии существуют одновременно два термина, обозначающих, по пути, одно явление. Так, термином attitude обозначается выражаемое в вербальной или невербальной форме отношение человека к различным аспектам действительности, включая и самого себя. Можно согласиться с В.С. Магуном, считает А.А. Алексеев, что такие варианты перевода этого термина на русский язык, как «установка», «социальная установка» и «отношение», не вполне адекватны, так как эти понятия уже имеют вполне четкое значение. Поэтому все чаще везде, где слово attitude несет терминологическую нагрузку, оно передается лексической калькой «аттитюд» (Анастази А., Урбина С. , 2001, С. 422).

В то время как многие авторы подменяют эти термины друг другом, В.А. Ядов включил их в свою схему диспозиционной регуляции личности, которая включает в себя следующие, иерархически организованные, уровни:

1) Низший уровень – элементарные фиксированные установки, формирующиеся на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях (изучались школой Д.Н. Узнадзе);

2) Социальные фиксированные установки (аттитюды), образующиеся на базе отдельных, привычных социальных ситуаций;

3) Общая направленность личности в ту или иную сферу социальной активности (конкретная работа, досуг и т.п.) - социальные установки, более устойчивые и более важные для поведения личности, чем установки на отдельные ситуации;

4) Высший уровень - система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей (Андреева Г.М., 1998, С. 295-298).

Итак, Ядов различает аттитюд, социальную установку и ценностные ориентации. При этом сам аттитюд рассматривается как иерархическая структура из трех компонентов: когнитивного (осознание объекта социальной установки), аффективного (эмоциональная оценка объекта) и поведенческого (поведение по отношению к объекту).

Исследования отношения человека к внешнему миру в отечественной науке связаны также с именами таких ученых, как В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, Ш.А. Надирашвили, П.Н. Шихирев, А.Г. Асмолов и др. Большинство этих авторов отождествляет понятия «аттитюд» и «социальная установка».

О влиянии аттитюда в человека на его поведение существует два полярных мнения. Например, И.Р. Сушков говорит о разрыве между аттитюдами и реальным поведением в новой ситуации, а Фишбейн и Берман имеют данные о связи между аттитюдами и тенденциями поведения (Битянова М.Р., 2001, С. 438-439). Подобная степень разработанности вопроса позволяет нам предположить что супруги, имея определенные аттитюды, будут строить свое взаимодействие так, что это будет способствовать повышению их УБ.

Но это не умаляет роли ценностных ориентаций в процессе становления благополучной семьи. Примером тому может быть преобладание в благополучных семьях ценностных ориентаций, связанных с духовными потребностями личности, развитость которых и влияет на благоприятность семейной атмосферы (Елизаров А.Н., 1997).

Сравнивая влияние ценностных ориентаций и аттитюдов на жизнь супругов, можно предположить, что специфические ценностные ориентации формируют метапрограмму, а аттитюды - сравнительно легко корректирующуюся микростратегию достижения супружеского благополучия. Так как аттитюды оказывают влияние на отношения с другими людьми, на профессиональные достижения и на многие другие стороны поведенческой жизни, не удивительно, что в исследованиях семьи изучение аттитюдов занимает видное место.

Наиболее часто используемыми шкалами являются такие, как отношение к браку, детям, разводу, сексу, представителям противоположного пола (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., 1987, С. 77-80). Однако цели нашего исследования предполагают более подробное рассмотрение супружеских аттитюдов. Поэтому перейдем к освещению наиболее значимых сфер семейной и супружеской жизни.

Статьи по теме:

Ощущения
Для того чтобы понять многообразные психические явления в их существенных внутренних взаимосвязях, нужно прежде всего найти ту "клеточку", или "ячейку", в которой можно вскрыть зачатки всех элементов психологии в их ед ...

Принципы определения причинности.
Для того, чтобы обосновать выделение именно такого рода ошибок, необходимо проанализировать схемы причинности, которыми обладает человек. Предполагая описание схем, Келли предполагает два вопроса : насколько точно человек умеет приписать ...

Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям.
Для того чтобы психолого – педагогический эксперимент был достаточно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы ...