Ораторская речь, как искусство слова.

Психологическая информация » Основные качества речи оратора » Ораторская речь, как искусство слова.

Страница 1

Античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия необходимо, прежде всего, познакомиться со взглядами древних риторов.

В древней риторической науке можно назвать имена исследователей, которые занимали ведущее место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования.

Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античное Греции оно стремительно развивается, и впервые появляются систематические работы по его теории. В государстве рабовладельческой демократии создалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Оно становится существенным моментом общественной жизни и орудием политической борьбы. Владеть им считалось необходимостью. Постепенно складывалось практическое направление – составление речей для нужд граждан. Появлялись высказывания практиков о языке и стиле выступлений, которые послужили затем Платону, Аристотелю и другим теоретикам основой для систематизации, дальнейшего развития и углубления этих суждений, превращения их в теорию.

Еще Платон – древнегреческий философ – подчеркивал, что риторика, как и всякое подлинное искусство, есть творческая деятельность. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки. Риторика (греч – ораторское искусство) – филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех отраслях речевой деятельности (т.е. в разных жанрах письменной и устной речи). Хорошему оратору необходимо много работать над самоусовершенствованием и своими речами. По мнению Платона, он должен проходить особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи. А Цицерон, римский теоретик, важнейшими условиями для формирования настоящего оратора считал не только природное дарование, но и, что самое важное, изучение ораторского искусства (теория) и упражнения (практика). Поскольку теория красноречия – важное философско-психологическое учение, утверждал Цицерон, она требует е себе серьезного отношения.

Большую роль отводили слову софисты, которые были риторами – платными учителями философии и ораторского искусства. Они принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова и риторики. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Слово, речь (логос) становится объектом изучения, а риторика – «царицей всех искусств», обучение которой стало высшей степенью античного образования.

Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так, древнегреческий ритор Горгий в «Похвале Елене» пишет: «Слово есть, велики властелин, которые, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела, ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и страдание пробудить» (Лосев, 1969, 29). Такова, по мнению Горгия, сила слова. Но над словом красноречие требует огромного труда. Протагор прекрасно это разъясняет: «Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы. И рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся, - или может быть, (иногда) они и не сердятся, т.к. они не достаточно проницательны» (Лосев, 1969, 30).

Такая высокая культура речи в широком понимании этого термина не могла возникнуть сама по себе. Естественно, она стимулировалась теоретическими разысканиями в области ораторского искусства.

Основателем риторического искусства считается Протагор. А.Ф.Лосев пишет, что у Диогена мы находим сообщение о разделении у Протагора всякой речи на четыре части: просьбу, вопрос, ответ и приказание.

Но самым главным представителем софистической риторики считают Горгия. А.Ф.Лосев ссылается на Филострата, который отметил, что Горгий сделал очень много: «Он первый ввел этот вид образования, который готовит ораторов, (специальное обучение) способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное соединение слов, применение слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, повторения…» (Лосев, 1969, 34-35).

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Психологические особенности публичного выступления.
Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательным условием любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь ...

Эмпирическое исследование
Объектом исследования являются сотрудники коммерческой организации "Стройцентр" г.Твери. В исследование приняло участие 30 испытуемых. Предмет исследования: типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации, тип темперамента. ...

Анализ результатов исследования проявления агрессии.
Он используется для того, чтобы определить достаточно ли человек корректен в отношениях со своими сотрудниками, членами семьи, коллегами. В ходе тестирования было определено 16 студентов третьего курса факультета географии. Им было предло ...